Проблемные вопросы установления публичного сервитута на земельные участки для размещения линейных объектов

 
Код статьиS231243500029316-5-1
DOI10.61525/S231243500029316-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий специалист ООО «Газпром трансгаз Томск»
Аффилиация: ООО «Газпром трансгаз Томск»
Адрес: Российская Федерация, Томск
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы28-35
Аннотация

Данная статья посвящена правовой природе публичного сервитута на земельные участки для размещения линейных объектов, условиям и правовым последствиям его установления. На основе анализа действующего законодательства автор определяет существенные признаки публичного сервитута для размещения линейных объектов. Посредством сравнения публичного сервитута для размещения линейных объектов с ограниченными вещными правами и ограничениями субъективных прав автор приходит к выводу о том, что публичный сервитут на земельные участки для размещения линейных объектов представляет собой особое право пользования землями и/или “чужими” земельными участками. Кроме того, в настоящей статье рассматриваются следующие проблемы установления публичного сервитута на земельные участки для размещения линейных объектов: разграничение компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления по установлению публичного сервитута, объект публичного сервитута, определение сторон соглашения об осуществлении публичного сервитута. В статье высказываются предложения по разрешению данных проблем и совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые словаправовой режим линейных объектов топливно-энергетического комплекса, публичный сервитут, охранная зона
Получено25.08.2023
Дата публикации24.01.2024
Кол-во символов25703
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В самом общем виде линейные объекты – объекты, длина которых превалирует над их шириной (магистральные трубопроводы, линии электропередач, линии связи). Размещение линейных объектов невозможно без правомерного землепользования. Конструктивные, технологические особенности линейных объектов и способы их расположения предопределяют специфику землепользования.
2 Пространственная протяженность линейных объектов обуславливает их расположение с использованием значительного количества земельных участков, имеющих различный правовой режим. Преобладающий подземный способ размещения линейных объектов предполагает, что по факту завершения их строительства наземную поверхность земельных участков занимают их незначительные по площади конструктивные элементы (опознавательные знаки и крановые узлы трубопроводов, контрольно-измерительных пункты).
3 Таким образом, после завершения строительства линейных объектов потребность в использовании наземной поверхности земельных участков перманентна только для площадных объектов и наземных конструктивных элементов подземных линейных объектов. При этом земельные участки используются в границах территории под данными объектами и в границах территории, необходимой для доступа к ним. Необходимость использования подземной поверхности земельных участков периодична и обусловлена реконструкцией и капитальным ремонтом линейных объектов.
4 Эффективное правовое регулирование деятельности по размещению линейных объектов означает, что правовые инструменты, закрепляющие права пользования «чужими» земельными участками, отражают специфику данной деятельности, способствуют развитию систем линейных объектов и обеспечивают баланс интересов собственников линейных объектов и правообладателей земельных участков. Особое значение при оценке эффективности правового регулирования отводится последнему критерию [1].
5 В специальной литературе на протяжении длительного времени отмечалось, что существующие правовые инструменты, закрепляющие право пользования «чужими» земельными участками, указанным критериям не соответствуют[2]. В качестве решения проблемы обосновывалась перспективность использования конструкции публичного сервитута для размещения линейных объектов, особенно на земельных участках, находящихся в частной собственности[3]. К преимуществам размещения линейных объектов при использовании земельных участков на условиях публичного сервитута относят отсутствие необходимости формирования земельных участков, перевода их категории, изменения вида их разрешенного использования, возможность однократного оформления прав на продолжительный срок одновременно для нескольких целей[4].
6 Законодательно реализованная попытка расширения сферы применения публичного сервитута привела к тому, что с 01.09.2018 стало возможным установление публичного сервитута для строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения.

всего просмотров: 49

Оценка читателей: голосов 0

1. Bogusz B. Land: Balancing Competing Economic and Social Interests // Modern Studies in Property Law. London: Hart Publishing, 2015. P. 75–96. URL: http://dx.doi.org/10.5040/9781782257776.ch‑005 (date of access: 10.07.2023).

2. Petovar K. The right of servitude between public interest and undisturbed use of private property // Spatium International Review. 2011. No. 26. December. P. 8–13. URL: https://spatium.rs/index.php/home/article/view/164

3. Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. № 2. С. 16–25.

4. Арсланалиев М.А. Публичные сервитуты при строительстве, размещении и эксплуатации линейных объектов // Предпринимательское право. 2008. № 4. Специальный выпуск. С. 11–18.

5. Бочаров М.В., Королев Д.В. Оформление земельных участков под объектами недропользования и линейными объектами: актуальные проблемы и перспективы законодательного регулирования // Имущественные отношения в РФ. 2010. 2010. № 10. С. 76–86.

6. Копылов А.В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве / вступ. сл. Е.А. Суханова. М.: Статут, 2000. С. 62.

7. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

9. Рыбалов А.О. Первоначальное приобретение права и судьба ограниченных вещных прав // Закон. 2018. № 12. С. 63–70.

10. Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок: судебная практика, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 11. Ноябрь.

11. Письмо Росреестра от 11.11.2021 № 11-8361-АБ/2 // Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). М., 2011. URL: https://rkc56.ru/attach/orenburg/docs/Pisma_Rosreestra/2021/Pismo-Rosreestra-ot‑11.11.21-N‑11-8361-AB‑21.pdf.

12. Письмо Рослесхоза от 18.07.2022 № ИС‑02-54/17843 // СПС “КонсультантПлюс”.

13. Письмо Минэкономразвития России от 11.02.2019 № Д23и‑3919 // СПС “КонсультантПлюс”.

14. Пояснительная записка к проекту федерального закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов”. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/187920-7

15. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

16. Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2023 по делу № 306-ЭС22–25792. URL: https://ras.arbitr.ru/

17. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2022 по делу № А27-11393/2021. URL: https://ras.arbitr.ru/

18. Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.12.2022 по делу № А27-11393/2021. URL: https://ras.arbitr.ru/

19. Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2023 по делу № 301-ЭС23-6852. URL: https://ras.arbitr.ru/

20. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по делу № А29-3513/2022. URL: https://ras.arbitr.ru/

21. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.12.2022 по делу № А29-3513/2022. URL: https://ras.arbitr.ru/

22. Федеральный закон от 08.10.2007 № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5553.

23. Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2022 по делу № 305-ЭС22-13371. URL: https://ras.arbitr.ru/

24. Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2022 по делу № 305-ЭС22-19356. URL: https://ras.arbitr.ru/

25. Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2022 по делу № 305-ЭС22-20092. URL: https://ras.arbitr.ru/

26. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” // Собрание законодательсва РФ. 2015. № 29. Ч. 1. Ст. 4344. 27. Письмо ФГБУ “ФКП Росреестра” от 22.09.2022 № 11-2725/22 // СПС “КонсультантПлюс”.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх