Правовое регулирование рынка углеродных единиц в Российской Федерации

 
Код статьиS231243500027218-7-1
DOI10.61525/S231243500027219-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Юрисконсульт ООО “Газпром добыча Иркутск”
Аффилиация: ООО “Газпром добыча Иркутск”
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы52-59
Аннотация

Настоящая работа посвящена вопросам развития российского углеродного регулирования в условиях рыночной экономики. В ходе исследования выявлены основные направления государственной политики по уменьшению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения, наиболее перспективным из которых видится создание механизмов рыночной торговли углеродными единицами. Автором исследованы сущность климатических проектов и круг их возможных участников, который фактически неограничен. В рамках климатического проекта его исполнитель вправе инициировать выпуск в обращение углеродных единиц. На основе анализа научной литературы автор приходит к выводу об отсутствии единого понимания правовой природы углеродных единиц и их места в системе гражданского оборота. Помимо этого, автор делает заключение о недостаточности правового регулирования операций с углеродными единицами, поскольку действующее законодательство не содержит конкретных правил совершения сделок с названными объектами. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство пока не содержит эффективных мер стимулирования потенциальных участников углеродного рынка. Автором проанализирована законодательная инициатива по освобождению от НДС реализации углеродных единиц и услуг оператора по проведению операций с ними, а также предложены иные меры налогового стимулирования.

Ключевые словарегулирование углеродного рынка, углеродная единица, климатический проект, налоговое регулирование
Получено20.08.2023
Дата публикации24.01.2024
Кол-во символов24055
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В современном мире вопросы декарбонизации экономики занимают значимое место в процессе реализации товаров, работ и услуг. Со временем потребность в создании низкоуглеродных производственных процессов только увеличивается, что обусловлено рядом природных и экономических факторов. Так, возрастающий объем выбросов углекислого газа, оксида азота, метана и других соединений провоцирует повышение глобальной температуры, подкисление океана, разрушение озонового слоя и увеличение частоты экстремальных погодных явлений [1]. Многие виды животных и растений не способны адаптироваться к новым природным условиям, в результате чего происходит сокращение биоразнообразия.
2 При этом стихийные бедствия, связанные с климатическими изменениями, ежегодно наносят существенный экономический ущерб во всем мире. По данным Всемирного банка, изменение климата негативно сказывается на ценах на продовольственные товары, здоровье населения и производительности труда, что может привести к тому, что к 2030 году около 132 миллионов человек окажется за чертой бедности [2]. В этой связи достижение углеродной нейтральности и развитие «зеленой» экономики является важнейшим элементом создания экологической и климатической безопасности. Помимо прочего, низкоуглеродное развитие является общемировым трендом в рамках сотрудничества с зарубежными бизнес-партнерами [3].
3 Принятие Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) об изменении климата в 1992 г. [4] способствовало формированию нормативной базы в области углеродного регулирования. Основная цель данной конвенции заключалась в стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере для снижения опасного воздействия на климат. Конвенция определяла общие принципы и направления деятельности сторон по решению проблем изменения климата и не содержала юридических последствий для стран-участниц при невыполнении принятых обязательств.
4 Для детализации правовой регламентации в 1997 г. к названной конвенции был принят Киотский протокол [5]. Указанный протокол закрепил обязанность сторон по снижению выбросов парниковых газов на период 2008–2012 гг. не менее чем на 5 % ниже уровня выбросов 1990 г. При этом Киотский протокол установил контроль в виде регулярной отчетности стран о количестве выбросов и абсорбции парниковых газов. Кроме того, в протоколе была предусмотрена система торговли единицами сокращения выбросов парниковых газов, основанная на возможности сторон передавать или приобретать названные единицы.
5 Парижское соглашение 2015 г. [6] ознаменовало новый этап в переходе мирового сообщества на низкоуглеродное развитие. В указанном соглашении были сохранены общие принципы сотрудничества стран-участниц по недопущению повышения глобальной температуры. Однако в Парижском соглашении отсутствует механизм квотирования выбросов для стран, закрепленный Киотским протоколом. Теперь страны-участницы самостоятельно определяют цели по сокращению выбросов в зависимости от развития национальной энергетики и экономики.

всего просмотров: 57

Оценка читателей: голосов 0

1. URL: https://www.ipcc.ch/report/sixth-assessment-report-cycle/; https://www.weforum.org/reports/globalrisks-report‑2022/digest

2. URL: https://datatopics.worldbank.org/sdgatlas/goal‑13‑climate-action/

3. URL: https://ria.ru/20230102/energetika‑1842799683.html?in=t

4. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата от 09.05.1992 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 46. Ст. 5204.

5. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11.12.1997 // Бюллетень международных договоров. 2005. № 5.

6. Парижское соглашение от 12.12.2015 // Бюллетень международных договоров. 2020. № 4.

7. Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 “О принятии Парижского соглашения” // Официальный интернет-портал правовой информации. № 0001201909240028. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.09.2019).

8. Указ Президента РФ от 04.11.2020 № 666 “О сокращении выбросов парниковых газов” // Собрание законодательства РФ. 2020. № 45. Ст. 7095.

9. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052‑р “Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года” // Собрание законодательства РФ. 2021. № 45. Ст. 7556.

10. Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ “Об ограничении выбросов парниковых газов” // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (Ч. I). Ст. 5124.

11. URL: https://www.interfax.ru/russia/855520

12. URL: https://sustainability.gazpromreport.ru/2022/environmental-protection/greenhouse-gas-management/

13. URL: https://www.rosneft.ru/Investors/ESG/Vklad_v_dostizhenie_Celej_OON_v_oblasti_ustojchivogo_razvitija_case_studies/Uglerodnij_menedzhment_PAO_NK_Rosneft_kompleksnij_podhod_k_snizheniju_vibrosov_metana/

14. Приказ Минэкономразвития России от 11.05.2022 № 248 “Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта” // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.05.2022).

15. URL: https://carbonreg.ru/ru/?ysclid=llehqgpbjq475105244

16. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 455 “Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов” // Собрание законодательства РФ. 2022. № 13. Ст. 2115.

17. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1116605-7?ysclid=lleptl9s8p204852435

18. Новоселова Л.А., Медведева Т.М. Углеродные единицы как объекты гражданских прав // Власть закона. 2023. № 1 (53). С. 92–104.

19. Сидорова Е.А., Хачатурова К.И. Углеродные единицы как объект гражданских прав // Правовой энергетический форум. 2022. № 4. С. 15–23.

20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Cобрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

21. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 № 09АП‑16416/2018 по делу № А40-124668/2017. URL: https://kad.arbitr.ru/

22. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.02.2021 № 44-КГ20–17‑к7, 2-2886/2019. URL: https://sudact.ru/; https://ria.ru/20180518/1520831228.html

23. URL: https://unfccc.int/news/un-supports-blockchaintechnology-for-climate-action

24. Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 № 905 (ред. от 30.11.2022) “Об утверждении формы типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц” // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (Ч. 1). Ст. 5124.

25. URL: https://www.isda.org/2021/12/01/legal-implications-of-voluntary-carbon-credits/

26. URL: https://www.esma.europa.eu/publications-anddata/interactive-single-rulebook/mifid-ii

27. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/LEGITEXT000006074220?etatTexte=VIGUEUR

28. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/sustainability/our-insights/a-blueprint-for-scaling-voluntarycarbon-markets-to-meet-the-climate-challenge

29. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100000400#z3274

30. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023719

31. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=136936

Система Orphus

Загрузка...
Вверх