Публичный сервитут: актуальные изменения и перспективы развития законодательства

 
Код статьиS231243500025621-1-1
DOI10.61525/S231243500025621-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный юрисконсульт Правового департамента ПАО «Транснефть»
Аффилиация: ПАО "Транснефть"
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы97-108
Аннотация

В статье анализируются предусмотренные законодательством процедуры, связанные с установлением публичного сервитута в соответствии с главой V.7 Земельного кодекса РФ с учетом общих требований к регулированию сервитута в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации, актуальные изменения данного института ограниченных вещных прав с целью выявления неоднозначных требований, препятствующих формированию непротиворечивой правоприменительной практики на уровне решений органов государственной власти, местного самоуправления и судов в условиях отсутствия авторитетных ориентиров как, например, обобщение судебной практики по соответствующей категории дел, а также формулируются пути возможного развития института публичного сервитута.

Цель исследования – сформулировать вопросы, возникающие в ходе анализа требований главы V.7 Земельного кодекса РФ и выявления пробелов законодательного регулирования, а также обоснованные суждения к ним в целях поиска возможных направлений дальнейшего развития института публичного сервитута.

Ключевые словаэнергетическое право, правовой режим объектов нефтегазотранспортной инфраструктуры, сервитут, публичный сервитут, ограничение права
Получено16.05.2023
Дата публикации12.10.2023
Кол-во символов44501
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Среди множества видов объектов, создание которых может быть востребовано в современном мире, наиболее остро с точки зрения правового регулирования процедур, связанных со строительством, стоит вопрос размещения линейных объектов, поскольку возникающие в процессе правоотношения как минимум находятся на стыке гражданского, земельного, градостроительного и природоохранного законодательства. Значимость объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, включая объекты нефтегазотранспортной инфраструктуры, теплоснабжения, электроэнергетики и др. трудно переоценить, их эффективное функционирование обеспечивает национальную безопасность России в сфере энергетики и создает реальные условия для экономического роста страны. Как отмечено Заместителем Председателя Правительства РФ М.Ш. Хуснуллиным на совещании Главы государства с членами Правительства РФ 10.03.2022 «…строительная отрасль будет одним из драйверов восстановления и развития экономики нашей страны» (совещание Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 10.03.2022 >>>> Основной характеристикой линейного объекта недвижимости с позиций законодательства о регистрации недвижимости является протяженность. В связи с этим нельзя не упомянуть, что протяженность магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на территории России на 2018 год превышает 70 тысяч км [1], тепловых сетей на конец 2020 года 167,4 тысяч км, общая протяженность газотранспортной системы на сегодняшний день составляет 178.2 тысяч км, а линий электропередачи только класса напряжения 110 – 750 кВ более 490 тысяч км. Развитие и модернизация инфраструктуры топливно-энергетического комплекса России, создание безопасных условий ее эксплуатации требуют строительства новых и реконструкции существующих объектов топливно-энергетического комплекса, проведение их планового ремонта и своевременного обслуживания. Изложенные, а также некоторые другие обстоятельства (от нерешенных вопросов с пересечением границ земельных участков до санкционного давления со стороны иных государств) так или иначе требуют повышенного внимания и введения дополнительных особенностей и изъятий из общих правил при регулировании отношений, возникающих при размещении линейных объектов.
2 Как справедливо отмечают Г.А. Волков, А.К. Голиченков, Д.В. Хаустов: «закрепленное в действующем российском гражданском законодательстве регулирование сервитутов не учитывает современные существенно изменившиеся условия. То регулирование, которое существовало во времена Древнего Рима, не всегда может безоговорочно применяться сегодня» [2].
3 Важным событием 2018 года для всего отраслевого и научного сообщества стало принятие Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее – Федеральный закон № 341-ФЗ), которым законодатель существенно модернизировал существующий институт публичного сервитута либо учредил совершенно новый институт для отечественного законодательства – вопрос, который возможно еще будет изучаться представителями российской правовой науки. Вместе с тем, как справедливо отмечает М.В.Бочаров «С точки зрения общественного развития этот Закон является необходимым и полезным.» [3].

всего просмотров: 141

Оценка читателей: голосов 0

1. Транспорт в России. 2020. Статистический сборник // утв. Росстат, 2020. 109 с.;

2. Волков Г.А. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений / Г.А. Волков, А.К. Голиченков, Д.В. Хаустов // Экологическое право. 2006. № 2. С. 16 – 25;

3. Иванов А., Бочаров М., Суханов Е. [и др.]. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. № 10. С. 17 - 37;

4. Анисимов А.П., Болтанова Е.С. Ограничение права частной собственности путем установления публичных земельных сервитутов: поиск баланса интересов // Журнал российского права. 2020. № 4. С. 141 – 152; Ушакова А.П. Государственное управление на стадии установления публичного сервитута «Правовые вопросы недвижимости», 2021, № 2. C. 12-15.

5. Иванов А., Бочаров М., Суханов Е. [и др.]. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. № 10. С. 17 - 37;

6. Синицын С.А. Частные и публичные сервитуты в российском и зарубежном праве // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 26 – 45;

7. Суханов Е.А. Недвижимость в системе объектов гражданских прав // «Журнал российского права», 2021, № 1. С. 16 - 22;

8. Майборода В. Установление публичного сервитута для отдельных целей в отношении части земельного участка // «Нотариус», 2020, № 4. С. 92 - 99;

9. Завьялов А. «Публичные» сервитуты // № 4 журнала «Вестник Арбитражного суда Московского округа» за 2018 год. С. 28 – 36;

10. Ефимов В.В. Лекции по истории римского права. СПб.: Тип. В.Г. Балашева и К, 1895. 341 с.;

11. Копылов А.В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве. М.: Статут, 2000. С. 77 – 78;

12. Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право / отв. ред. В.С. Ем. М.: Статут, 2008. С. 232 - 233; Суханов Е.А. Ограниченные вещные права // Ученые-юристы МГУ о современном праве. М.: Городец, 2005. С. 189 – 190;

13. Копылов А.В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве. М.: Статут, 2000. С. 77 – 78;

14. Гусаков А.Г. К вопросу о теории сервитутного права // Журнал гражданского и уголовного права. 1884. № 8. С. 31 – 62;

15. Ем В.С., Суханов Е.А. О видах субъективных гражданских прав и о пределах их осуществления // Вестник гражданского права. 2019. № 4. С. 7 – 21;

16. Иванов А., Бочаров М., Суханов Е. [и др.]. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. № 10. С. 17 - 37;

17. Савиных В.А. В поисках содержания принципа экономической обоснованности кадастровой стоимости // Налоговед. 2017. № 10. С. 41 – 42;

18. Тоточенко Д.А. Споры, связанные с размером платы при установлении сервитута // Юрист. 2018. N 11. С. 42 – 46

19. Иванов А., Бочаров М., Суханов Е. [и др.]. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. № 10. С. 17 - 37;

20. Маркелова А.А. Возмещение вреда, причиненного ограничением прав на земельные участки в публичных интересах // Закон. 2020. № 3. С. 157 – 173;

21. Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М.: Волтерс Клувер, 2007. 184 с.;

22. Никишин В.В. Определение и изменение границ земель, земельных и лесных участков, водных объектов, выделенных для ведения работ, связанных с недропользованием // «Российский юридический журнал». 2019, № 2. С. 173 - 180; № 4. С. 176 – 185; Краснова И.О. Квалификация публичных интересов при разрешении судами споров об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. «Экологическое право». 2020, № 2. С. 14-19.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх