Энергетическая безопасность: российский и европейский правовые подходы (II)

 
Код статьиS231243500022050-3-1
DOI10.18572/2312-4350-2019-1-46-51
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Германо-Российская ассоциация юристов
Университет Регенсбурга
Адрес: Германия
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы46-51
Аннотация

Автором продолжается исследование вопросов правового обеспечения энергетической безопасности. Первая часть исследования опубликована в журнале «Правовой энергетический форум» за 2018 год, № 3. В первой части исследования рассматривается правовое содержание понятия энергетической безопасности с учетом интересов в энергетике различных государств, выделяются и анализируются основные составляющие энергетической безопасности и роль государства в их обеспечении. Исследуя роль государства в обеспечении энергетической безопасности, автор отмечает, что государство использует как публичноправовые, так и частноправовые методы, и делает вывод, что роль государства в обеспечении безопасности энергоснабжения заключается, с одной стороны, в прогнозировании спроса и предложения, обеспечении благоприятных условий для деятельности энергетических компаний, осуществлении регулирования, государственного контроля (надзора), регламентации качества энергии (энергетических ресурсов), проведении государственной энергетической политики, а с другой стороны, в непосредственном воздействии на производство энергии (энергетических ресурсов) частноправовыми методами путем участия в уставном (акционерном) капитале энергетических компаний и принятии корпоративных решений. Во второй части статьи автор исследует правовые основы энергетической безопасности в Европейском Союзе, а также анализируются источники европейского и национального правового регулирования (на примере Германии). На основе результатов исследования, в том числе изложенных в первой части статьи, сделан ряд выводов и предложений, в частности о необходимости закрепления понятия «энергетическая безопасность» в действующем законодательстве.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое обеспечение энергетической безопасности, доступная энергия, цены на энергию
Получено11.02.2019
Дата публикации01.03.2019
Кол-во символов14137
Цитировать     Скачать pdf
1 В Германии, равно как и в целом в Европейском Союзе, содержательное наполнение понятия энергетической безопасности базируется на трех «китах» (так называемая энергетическая триада): безопасность (в том числе надежность и бесперебойность), конкурентоспособность и экологичность энергоснабжения (защита окружающей среды и климатическая политика, направленная на устойчивое развитие). При этом следует отметить, что обеспечение европейской энергетической безопасности должно стать общей задачей в рамках создаваемого Энергетического союза (Energy Union).
2 Безопасность энергоснабжения является одним из главных приоритетов в Рамочной стратегии Энергетического союза [1]. Конкретные предложения по ее обеспечению отражены в Пакете по устойчивому обеспечению энергоснабжения, опубликованном Еврокомиссией в феврале 2016 года [2]. На основе данных предложений в октябре 2017 года Еврокомиссией было принято Постановление (Регламент) по безопасности газоснабжения (Регламент (ЕС) 2017/1938 от 25.10.2017), направленное на предотвращение возможных кризисов газоснабжения и введение в действие принципа солидарности в ситуациях крайней необходимости [3]. Поводом к разработке данного документа, как и в целом к созданию Энергетического союза, во многом послужили многочисленные российско-украинские газовые конфликты, а также политический кризис между странами в результате событий 2014 года, вследствие чего возникла особенно серьезная угроза европейской энергетической безопасности в связи с риском надежности транзита российского газа через Украину, так как Россия поставляет на европейский энергорынок около 35% от всего импортируемого в ЕС природного газа. Эскалация конфликта между Нафтогазом и Газпромом в марте 2018 года, приведшая к инициативе ПАО «Газпром» по расторжению транзитных контрактов [4], по сути, подтверждает своевременность принятия данного постановления с точки зрения интересов ЕС.
3 Говоря об энергетической триаде европейской энергетической безопасности, следует отметить, что конкурентоспособность и экологичность энергоснабжения базируются на принципах единой европейской энергетической политики по развитию конкуренции (основным правовым источником здесь является Третий энергетический пакет) и проведении жесткой экологической политики применительно к энергетике (в том числе стремлением к полному отказу от использования ископаемых видов топлива, развитии ВИЭ и т.д. [5]). И по данным направлениям, в отличие от третьего «звена» энергобезопасности — безопасности энергоснабжения (supply security), среди стран — членов ЕС наблюдается относительный консенсус.
4 В отношении ключевого звена европейской энергетической безопасности — безопасности и надежности энергоснабжения, который для Евросоюза заключается прежде всего в диверсификации поставок и снижении энергетической зависимости от странэкспортеров [6], важнейшее значение среди которых играет Россия, как известно, среди стран — членов ЕС в последнее время ведутся жесточайшие дискуссии, основной из которых является вопрос о надежности поставок российских энергетических ресурсов (в том числе о надежности и целесообразности с точки зрения энергетической безопасности строительства газопровода «Северный поток — 2») и необходимости более глубокой диверсификации поставок энергоресурсов. В нынешних геополитических условиях данная дискуссия является одной из острейших в сфере обеспечения энергетической безопасности ЕС.

всего просмотров: 207

Оценка читателей: голосов 0

1. Рамочная стратегия устойчивого к кризисам Энергетического союза c перспективной стратегией защиты климата, на англ.: A Framework Strategy for a Resilient Energy Union with a Forward-Looking Climate Change Policy, Brüssel, 25.02.2015. URL: https://eurlex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1-01aa75ed71a1.0002.01/DOC_1&format=PDF

2. Сайт Европейской комиссии. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP16-307_en.htm

3. Регламент (ЕС) 2017/1938 Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2017 г. (Regulation (EU) 2017/1938 of the European Parliament and of the Council of 25 October 2017 concerning measures to safeguard the security of gas supply and repealing Regulation (EU) No 994/2010). OJ. L 280 от 28.10.2017. C. 1–56.

4. «Газпром» расторгает контракты с «Нафтогазом» // Коммерсант. 02.03.2018. 2 марта. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3565478

5. Рамки климатической и энергетической политики до 2030 г. // Сайт Европейской комиссии. URL: https:// ec.europa.eu/clima/policies/strategies/2030_de ; Директива о возобновляемых источниках энергии (2009/28/ ЕС от 23.04.2009), OJ. L 140 от 05.09.2009. C. 16-62 и др.

6. Европейская стратегия энергетической безопасности от 28.05.2014. URL: https://eur-ex.europa.eu/legalcontent/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52014DC0330&from=EN

7. Договор о функционировании Европейского Союза (Treaty on the Functioning of the European Union), консолидированная версия. OJ C 326, 26.10.2012, p. 47–390. На русском языке см. в СПС «КонсультантПлюс» и СПС «Гарант».

8. Beschluss vom 16.03.1971, BVerfGE 30, 292 (311 f.).

9. Beschluss vom 20.03.1984, BVerfGE 66, 248 (258).

10. Козлов С.В. Энергетическая безопасность: европейский и российский правовые подходы / С.В. Козлов // Правовой энергетический форум. 2018. № 3. С. 41–48.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх