Трансформация правовых воззрений на перекрестное субсидирование в электроэнергетике: проблемы и перспективы

 
Код статьиS0021442-6-1
DOI10.18572/2312-4350-2022-2-54-58
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы54-59
Аннотация

Перекрестное субсидирование является одной из системных проблем российского электроэнергетического рынка, в первую очередь его розничных сегментов.

История перекрестного субсидирования показывает наличие различных подходов к подобному правовому явлению.

В российском правопорядке перекрестное субсидирование на законодательном уровне признается проблемой, которую необходимо решать.

При этом первоначальный полный запрет перекрестного субсидирования был заменен на указание необходимости сокращения его объема вплоть до полного прекращения.

Признавая необходимость решения проблемы, предлагается рассмотреть смысл данного явления в экономике и праве, порассуждать о возможных подходах к его применению и сформировать предложения по перспективам перекрестного субсидирования.

Содержащиеся в настоящей статье позиции, суждения и высказывания являются частным мнением автора и могут не совпадать с официальной позицией организации, в которой он работает, или каких-либо иных организаций.

Ключевые словаэнергетическое право, перекрестное субсидирование, договор энергоснабжения, правовое регулирование ТЭК
Получено09.08.2022
Дата публикации09.08.2022
Кол-во символов12043
Цитировать     Скачать pdf
1 Само по себе явление перекрестного субсидирования в его наиболее распространенной форме предполагает, что цена для одних категорий потребителей на электроэнергию будет снижаться за счет пропорционального увеличения стоимости для других категорий.
2 В первую очередь введение и существование перекрестного субсидирования направлено на поддержание наименее социально и экономически защищенной категории потребителей — населения — за счет увеличения финансовой нагрузки на промышленных потребителей и иных потребителей категории «прочие».
3 Еще в конце 90-х годов было принято решение о полном запрете перекрестного субсидирования [1], которое в дальнейшем было детализировано в виде указания на поэтапную ликвидацию перекрестного субсидирования для населения: речь идет о Постановлении Правительства РФ от 26 сентября 1997 года № 1231 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения».
4 С развитием экономических отношений в электроэнергетике и созданием для этих целей нормативной правовой базы в ней также был установлен полный запрет перекрестного субсидирования (п. 5 ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) в редакции от 5 апреля 2013 года, который в дальнейшем получил свои исключения (Федеральный закон от 6 ноября 2013 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
5 Действующие правоустановления исходят из допустимости перекрестного субсидирования с учетом ограничений размеров его роста и необходимостью поэтапной ликвидации. Стратегические документы в топливно-энергетическом комплексе (например, Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 года № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» и распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 511-р «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации») исходят из признания перекрестного субсидирования в качестве одной из отраслевых проблем и факторов риска в электроэнергетике и определяют его поэтапную ликвидацию в перечне стратегических задач.
6 На данный момент Правительству РФ рекомендовано продолжать работу по сокращению различных видов перекрестного субсидирования в электроэнергетике, не допуская появления новых нерыночных надбавок в ценах на электрическую энергию и мощность [2].
7 В условиях того, что Закон об электроэнергетике наряду со стратегическими документами позиционирует соответствующие товарные рынки, в том числе их розничные сегменты, в качестве стремящихся к конкуренции, справедливо отметить, что перекрестное субсидирование относится к той части ценообразования, которая создает предпосылки для дискриминации при установлении цен (тарифов) [3], поэтапное устранение которого также признается одной из основных целей проконкурентной тарифной политики [4].

всего просмотров: 235

Оценка читателей: голосов 0

1. Токарев В. Тарифы на электроэнергию: оспаривание в судах / В. Токарев // Жилищное право. 2017. № 7. С. 57–68.

2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 апреля 2022 года № 1103-8 ГД «Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака «Об актуальных вопросах развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации», подп. 19 п. 4 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/98966-8

3. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции : учебное пособие / А.Н. Варламова. М. : Статут, 2010. 301 с. (параграф 9.2 главы 9 раздела V). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Голомолзин А.Н. Принципы и правила новой проконкурентной тарифной политики / А.Н. Голомолзин // Конкурентное право. 2018. № 3. С. 12–15.

5. Энергетические рынки: проблемы и задачи правового регулирования : монография / под ред. д-ра юрид. наук В.В. Романовой. М. : Юрист, 2018. С. 120.

6. Актуальные проблемы энергетического права : учебник / под ред. д-ра юрид. наук В.В. Романовой. М. : Юрист, 2015. С. 317.

7. Радько А.В. Особенности правового регулирования перекрестного субсидирования в топливноэнергетическом комплексе РФ / А.В. Радько, Е.М. Андреева // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 2. С. 87–95.

8. Манджиев А.Д. Свобода воли в договорных правоотношениях / А.Д. Манджиев. М. : Статут, 2017. С. 138–139.

9. Подробнее см., напр.: Перекрестное субсидирование в электроэнергетике России. Международный бенчмаркинг // URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/07/ru-ru-cross-subsidies-inthe-russian-power-industry.pdf.

10. Подробнее см.: Символоков О.А. Компаративный анализ конкуренции на розничных рынках электроэнергии через призму свободы договорных отношений: векторы правового развития / О.А. Символоков, П.Н. Максименко // Конкурентное право. 2021. № 4. С. 18–22.

11. Подробнее см.: Символоков О.А. Возможность льготирования цен на электрическую энергию: доктрина, законодательство и судебная практика / О.А. Символоков, П.Н. Максименко // Конкурентное право. 2020. № 4. С. 21–25.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх