Правовые аспекты обеспечения стабильности энергетическихпроектов

 
Код статьиS0021430-3-1
DOI10.18572/2312-4350-2022-2-10-14
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт государства и права РАН
Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени В.А. Мусина»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы10-14
Аннотация

Накопленный опыт реализации энергетических проектов указывает на то, что конфликтные ситуации, негативно влияющие на энергетические проекты, могут быть спровоцированы участниками этих проектов, объективными экономическими процессами в мировой экономике и кризисами, а также инспирированы политическими разногласиями на международной арене. Перечисленные обстоятельства создают серьезные риски для стабильности проектов. Они указывают на необходимость учета весьма длинного перечня факторов, которые следует учитывать как при формировании энергетических проектов и их реализации, так и при мониторинге меняющихся обстоятельств, требующих корректировки действующего регулирования.

Ключевые словаэнергетическое право, международные энергетические проекты, стабильность энергетических проектов
Получено09.08.2022
Дата публикации09.08.2022
Кол-во символов13242
Цитировать     Скачать pdf
1 Практика российских компаний дает достаточно примеров заключения и реализации крупных энергетических проектов как на территории России, так и за рубежом. Отличительной особенностью абсолютного большинства из них является присутствие иностранного элемента. Он может быть выражен по-разному: участие иностранного субъекта в качестве соучредителя юридического лица, реализующего проект в РФ; иностранного поставщика ключевых технологий или оборудования для проекта, или ключевых потребителей энергетических ресурсов; место реализации энергетического проекта российской компанией может быть вне российской территории; распространенным является участие иностранных физических лиц в управлении компанией; возможны и другие формы присутствия иностранного элемента в российском энергетическом проекте.
2 Правовое регулирование энергетического проекта, содержащего иностранный элемент, имеет три существенные особенности. Во-первых, складывающиеся частноправовые отношения регулируются, а возникающие споры рассматриваются на основе международного частного права в порядке международного гражданского процесса. Во-вторых, будучи связаны с природными ресурсами, энергетические проекты неминуемо подпадают под действие норм национального, как российского, так и зарубежного, публичного права: о недрах, природоохранного и экологического права, а с учетом стратегического значения энергетики — антимонопольного, а также законодательства об экспортном контроле и иностранных инвестициях. В-третьих, указанные отношения могут регулироваться и нормами международного публичного права. При этом следует отметить, что в последнее время наряду с национальным и международно-правовым регулированием существенное значение приобрело регулирование Евросоюза, распространяющееся на правоотношения, субъектами которых выступают не только компании стран — членов ЕС, но и их контрагенты из других стран, в частности, российские компании. Наиболее ярко это проявилось после принятия Третьего энергетического пакета Евросоюза применительно к проекту «Северный поток — 2».
3 Современный отечественный опыт энергетических проектов с иностранным участием насчитывает уже 40 лет. Накопленный опыт указывает на то, что конфликтные ситуации, негативно влияющие на энергетические проекты, могут быть спровоцированы участниками этих проектов, объективными экономическими процессами в мировой экономике и кризисами, а также инспирированы политическими разногласиями на международной арене. Перечисленные обстоятельства создают серьезные риски для стабильности проектов. Они указывают на необходимость учета весьма длинного перечня факторов, которые следует учитывать как при формировании энергетических проектов и их реализации, так и при мониторинге меняющихся обстоятельств, требующих корректировки действующего регулирования. Последнее обстоятельство весьма важно не только для субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, но и для хозяйственных объединений в ходе их возможного участия в процессе нормотворческой деятельности или совершенствования локального корпоративного регулирования.

всего просмотров: 246

Оценка читателей: голосов 0

1. Проблемы и тенденции правового регулирования в области использования атомной энергии : монография / под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. М. : Юрист, 2017 ; Romanova, Victoria V. Legal Regulation of Nuclear Medicine and Modern Goals of the Development of Energy Law Order / Victoria V. Romanova // Czech yearbook of Public and Private International Law. 2019. P. 313–320 ; Romanova, Victoria V. On the Current Trends of International Treaties in the Field of Nuclear law with the Participation of Russian Federation / Victoria V. Romanova // Czech yearbook of Public and Private International Law. 2020. P. 370–378 ; Romanova, Victoria V. The Decarbonization Process, Nuclear Energetics Potential and the Challenges of Legal Regulation / Victoria V. Romanova // Czech yearbook of Public and Private International Law. 2021. P. 337–344.

2. Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов / В.В. Романова. М. : Юрист, 2012 ; Романова В.В. Международные проекты по строительству энергетической инфраструктуры и задачи энергетического правопорядка / В.В. Романова // Правовой энергетический форум. 2021. № 2. С. 22–27.

3. Лисицын-Светланов А.Г. Обеспечение энергетической безопасности: некоторые задачи внутренней и внешней правовой политики Российской Федерации / А.Г. Лисицын-Светланов // Правовой энергетический форум. 2021. № 4. С. 8–12.

4. Светланов А.Г. Тенденции развития международного гражданского процесса / А.Г. Светланов. М., 2002. С. 126–176.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх