Санкции США против Китая и России: сравнительный анализ

 
Код статьиS013122270028958-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-11-70-79
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №11
Страницы70-79
Аннотация

Анализ политики санкций США в отношении Китая и России выявил существенные расхождения как в наборе используемых ограничительных мер, так в их количестве и жесткости применения. В случае ухудшения отношений США и КНР разница может быть нивелирована.

Ключевые словаполитика санкций, экономические санкции, экспортный контроль, Китай, Россия, США
Получено06.12.2023
Дата публикации07.12.2023
Кол-во символов27478
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Стратегия национальной безопасности США определяет КНР и РФ в качестве ключевых угроз, причем со стороны Китая они имеют долгосрочный характер, а Россия представляет опасность здесь и сейчас [ист. 1]. Возникает ряд вопросов: в чем конкретно состоит ограничительная политика США в отношении КНР и РФ? Как именно она проявляется на уровне законодательной и исполнительной ветвей власти? В чем различия санкций США в отношении КНР и РФ?
3 Гипотеза состоит в том, что различаются масштабы применяемых санкций, а набор инструментов ограничительных мер совпадает в обоих случаях. Эти сходства и различия по-разному проявляют себя на уровне двух ветвей власти. Конгресс может предлагать сопоставимый уровень санкций как в отношении Китая, так и России с учетом значимости обеих стран в публичных дискуссиях. От Администрации следует ожидать большего внимания к России, чем к Китаю, так как исполнительная власть реагирует на конкретные политические проблемы, а уровень враждебности в отношениях с Россией в настоящий момент выше в связи с украинским кризисом.
4 Под санкциями будем понимать односторонние ограничительные меры, которые применяются страной-инициатором в отношении стран-мишеней, а также против отдельных лиц и организаций в этих странах и за их пределами. Целями санкций являются смена политического курса страны-мишени, нанесение ей экономического ущерба, посылка политических сигналов [1], а также влияние на бизнес, работающий в юрисдикции страны-мишени с ее гражданами и компаниями [2]. Среди инструментов – блокирующие и секторальные финансовые санкции, запреты на импорт и инвестиции, экспортный контроль, транспортные и визовые ограничения и др. Вторичные санкции предполагают применение блокирующих финансовых мер в отношении лиц из третьих стран за обход санкционного режима. От них следует отличать уголовное и административное преследование нарушителей режима санкций. Для этого требуется связь с юрисдикцией США, тогда как вторичные санкции такой связи не подразумевают.
5 Для оценки различий в подходах к санкциям против КНР и России на уровне законодательной власти использована база данных санкционных законопроектов Конгресса США, подготовленная в Российском совете по международным делам (РСМД). Оценка подходов Администрации проводится на основе базы данных санкционных событий РСМД, а также анализа нормативно-правовых документов и правоприменительной практики.
6 Политика санкций США в отношении КНР и России раскрывается в литературе [3, 4, 5, 6, 7]. Однако анализ редко проводится с учетом различий между политикой законодательной и исполнительной ветвей власти США, которые по вопросам внешней политики могут выступать не только партнерами, но и соперниками [8]. Целью статьи наряду с проверкой гипотезы является заполнение этого пробела.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 262

Оценка читателей: голосов 0

1. Giumelli F. The Purposes of Targeted Sanctions. Beirsteker T., Eckert S., Tourihno M., eds. Targeted Sanctions. The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. New York, Cambridge University Press, 2016, pp. 38-59.

2. Тимофеев И.Н. “Санкции за нарушение санкций”: принудительные меры Министерства финансов США против компаний финансового сектора. Полис. Политические исследования, 2020, № 6, сс. 73-90.

3. Rosenberg E., Harrell P., Feng A. A New Arsenal for Competition. Coercive Economic Measures in the U.S.-China Relationship. The Center for a New American Security, 24.04.2020. Available at: https://www.cnas.org/publications/reports/a-new-arsenal-for-competition (accessed 10.08.2023).

4. Nephew R. China and Economic Sanctions: Where Does Washington Have Leverage? Global China, 2019. Available at: https://www.energypolicy.columbia.edu/wp-content/uploads/2019/10/FP_20190930_china_economic_sanctions_nephew.pdf (accessed 10.08.2023).

5. Бакулина П.В., Кузьмина К.А. Политика экономических санкций КНР: правовое регулирование и правоприменительная практика. Финансовый журнал, 2021, т. 13, № 4, сс. 24-38.

6. Кашин В.Б., Тимофеев И.Н. Американо-китайские отношения: к новой холодной войне? Доклад Международного дискуссионного клуба Валдай, 03.06.2021. 37 с.

7. Timofeev I. Sanctions on Russia: A New Chapter. Russia in Global Affairs, 2022, vol. 20, no. 4, pp. 103-119. Available at: http://doi.org/10.31278/1810-6374-2022-20-4-103-119

8. Журавлева В.Ю. Перетягивание каната власти: взаимодействие Президента и Конгресса США. Москва, ИМЭМО РАН, 2011. 163 c.

9. Hanauer L. The Days after a Deal with Iran. Congress’s Role in Implementing a Nuclear Agreement. Rand Corporation, 2015. 36 p. Available at: https://www.rand.org/pubs/perspectives/PE139.html (accessed 10.08.2023).

10. Jaffer J. Elements of Its Own Demise: Key Flaws in the Obama Administration’s Domestic Approach to the Iran Nuclear Agreement. Case Western Reserve Journal of International Law, 2019, vol. 51, pp. 77-101.

11. Vickery P. Trumping Congress. Texas Law Review, 2019, vol. 97, pp. 1309-1333.

12. Chafetz J. Congress’s Constitution. University of Pennsylvania Law Review, 2012, vol. 160, pp. 715-778.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх