Потенциал развития экспорта российской и казахстанской агропродукции в Китай

 
Код статьиS013122270025468-5-1
DOI10.20542/0131-2227-67-2023-2-17-29
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт аграрных исследований НИУ ВШЭ
Адрес: РФ, 109028 Москва, Покровский б-р, 11
Аффилиация: Институт аграрных исследований НИУ ВШЭ
Адрес: РФ, 109028 Москва, Покровский б-р, 11
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №2
Страницы17-29
Аннотация

Рассмотрены перспективы увеличения масштабов аграрного экспорта России и Казахстана через межгосударственный транспортный коридор с выходом на Китай. Развитие этого направления агрологистики будет способствовать включению во внешнюю торговлю сибирских и уральских регионов РФ, станет важным фактором международного позиционирования Казахстана за счет привлечения транзитных грузов из России. Открытие новых транспортных коридоров актуально в условиях санкционных ограничений в отношении России и необходимости переориентации торговых потоков с недружественными странами на другие направления.

Ключевые словаагрологистика, железнодорожные транспортные коридоры, экспорт агропродовольственной продукции в Китай, железнодорожный переход Достык–Алашанькоу, контейнерные перевозки, транзитный потенциал Казахстана
Получено03.05.2023
Дата публикации03.05.2023
Кол-во символов28032
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Формирование международных сухопутных транспортных коридоров является одной из ключевых тенденций современной логистики. В этом отношении весьма значима современная интерпретация Великого Шелкового пути для Китая – коридор “Западный Китай – Западная Европа”, трансконтинентальный проект, который связал Европу и Азию, проходит через Китай, Казахстан и Россию.
3 В России имеются благоприятные предпосылки для расширения экспорта аграрной продукции. При этом регионы Западной Сибири и Южного Урала, приближенные к границам Казахстана и характеризующиеся избыточным предложением некоторой продукции для регионального рынка (зерновых, масличных и масла подсолнечного), не имеют возможностей активного экспорта из-за достаточно жестких логистических ограничений и удаленности от экспортных портов России. Казахстан, в свою очередь, географически близок к северным и западным провинциям КНР, что дает значительное конкурентное преимущество для доступа на растущие китайские рынки. Однако аграрное производство в РК пока не располагает условиями для масштабного увеличения экспорта продукции АПК. В этой ситуации привлечение транзитных грузов из сибирских и уральских регионов РФ в направлении Китая позволило бы сформировать дополнительные товарные ресурсы, которые могут быть направлены на экспорт, и обеспечить большой оборот контейнерных перевозок.
4 СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
5 В литературе и аналитических докладах часто обосновывается и подчеркивается необходимость развития транзитного потенциала стран ЕАЭС, где Казахстан занимает важную роль транзитного звена в сообщении Европа–Азия благодаря наличию в составе железнодорожной сети технически оснащенных магистральных линий, преимуществу географического положения (в центре Евразийского континента), близости к западным провинциям Китая, находящимся в 2 тыс. км от ближайших морских портов. В аналитическом докладе Евразийской экономической комиссии [ист. 1] отмечается, что важнейшей задачей является увеличение транзитного грузопотока между КНР и ЕС по сухопутному маршруту через территорию ЕАЭС и имеются предпосылки для переориентации части морского грузопотока на перевозки через евразийские транзитные коридоры. Транзитный маршрут из Китая в Европу по территории ЕАЭС уже обеспечивает приемлемые сроки (он более быстрый по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал – 60 дней морским путем против двух недель по железным дорогам) и стоимость доставки транзитных грузов. По мнению авторов доклада, ценовое преимущество морских поставок уже не имеет абсолютного приоритета на рынке международных перевозок.
6 Как отмечается в докладе Евразийского банка развития [ист. 2], к неценовым преимуществам железнодорожных перевозок (по сравнению с морскими) относятся более короткие сроки, регулярность и адресность доставки, надежность (гарантированность доставки точно в срок и сохранность груза), возможность доставить груз транспортным средством в любую точку. При этом известен ряд проблем транспортных коридоров Казахстана. В ежегодном отчете по измерению и мониторингу эффективности коридоров Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества [ист. 3] указано, что наличие подвижного состава все еще является постоянной проблемой для железнодорожного транспорта. Ограничения пропускной способности в совокупности с дополнительными санитарными мерами контроля, введенными китайскими властями в конце 2020 г., привели к резкому увеличению продолжительности пересечения границы и образованию очередей. Так, время пересечения границы в Достыке составило почти 73 ч, в Алтынколе – 51 ч, что значительно больше, чем в 2019 г.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 203

Оценка читателей: голосов 0

1. Наурызбекова Д.К. Проблемы использования международных коридоров на территории РК. Вестник Алматинского технологического университета, 2014, № 4, сc. 91-95.

2. Karlova N., Serova E. Prospects of the Chinese market for Russian agro-food exports. Russian Journal of Economics, 2020, no. 6 (1), pp. 71-90. DOI: 10.32609/j.ruje.6.50824

3. Ромашкин Р.А., Седик Д., Авдеев М.В., Черкасова О.В. Перспективы российского агропродовольственного экспорта на рынке Китая. Москва, Издательство Перо, 2020. 56 с.



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Аналитический доклад “Анализ существующих международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств-членов”. Москва, Евразийская экономическая комиссия, 2019. 24 с.

Analytical report “Analysis of existing international transport corridors passing through the territories of member states”. Moscow, Eurasian Economic Commission, 2019. 24 p. (In Russ.)

2. Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. Санкт-Петербург, ЦИИ ЕАБР, 2018. 74 с.

Silk Road Transport Corridors: the Potential for Growth of Cargo Flows through the EAEC. St. Petersburg, CII EDB, 2018. 74 p. (In Russ.) Available at: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/transportnye-koridory-shelkovogo-puti-potentsial-rosta-gruzopotokov-cherez-eaes/?sphrase_id=138993 (accessed 28.10.2022).

3. 2020 CAREC Corridor Performance Measurement and Monitoring Annual Report: Coronavirus Disease and Its Impact. Asian Development Bank, December 2021. 104 p. Available at: https://www.adb.org/publications/carec-cpmm-annual-report-2020 (accessed 28.10.2022). DOI: 10.22617/TCS210512-2

4. Транспортные коридоры Шелкового пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций. Санкт-Петербург, ЦИИ ЕАБР, 2018. 50 с.

Silk Road Transport Corridors: Analysis of Barriers and Recommendations for Directing Investment. St. Petersburg, CII EDB, 2018. 50 p. (In Russ.) Available at: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/transportnye-koridory-shelkovogo-puti-analiz-barerov-i-rekomendatsii-po-napravleniyu-investitsiy-/?sphrase_id=139001 (accessed 28.10.2022).

5. Аналитический доклад “Анализ контейнерных перевозок в целях выработки предложений по их развитию в рамках Евразийского экономического Союза”. Москва, Евразийская экономическая комиссия, 2021. 86 с.

Analytical report “Analysis of container transportation in order to work out proposals for their development within the Eurasian Economic Union”. Moscow, Eurasian Economic Commission, 2021. 86 p. (In Russ.) Available at: http://kffanek.kz/f/prilozhenie_3_doklad_kontejnery_1.pdf (accessed 07.11.2022).

6. Таможенная статистика внешней торговли РФ. Открытые данные ФТС РФ. Customs statistics of foreign trade of the Russian Federation. Open data of Federal Customs Service of the Russian Federation. (InRuss.) Availableat: http://stat.customs.ru/ (accessed 07.11.2022).

7. Статистика железнодорожных перевозок аграрных грузов. Ответ на запрос в ОАО “РЖД”.

Statistics of railway transportation of agrarian cargoes. Response to the request to “Russian Railways”. (In Russ.) Available at: https://cargo.rzd.ru/ru/9792 (accessed 07.11.2022).

8. Статистика железнодорожных перевозок аграрных грузов. Ответ на запрос в ОАО “Рустранском”.

Statistics of railway transportation of agrarian cargoes. Response to the request to “Rustranscom”. (In Russ.) Available at: https://www.rusagrotrans.ru/analitika/(accessed 07.11.2022).

9. Статистика железнодорожных перевозок аграрных грузов. Ответ на запрос в АО “Национальная компания “Казахстан темiр жолы” (НК “КТЖ”).

Statistics of railway transportation of agrarian cargoes. Response to the request to the JSC “National Company “Kazakhstan Temir Zholy” (NC “KTZ”). (In Russ.) Available at: https://railways.kz/ (accessed 07.11.2022).

10. Trade Map International Trade Centre. Available at: https://www.trademap.org/Index.aspx (accessed 07.11.2022).

11. Статистика железнодорожных и морских тарифов на перевозку агарных грузов. Ответ на запрос в “ABC-RAIL”, ООО Европак”.

Statistics of rail and sea tariffs for the transportation of agrarian goods. Response to “ABC-RAIL”, “Europac Ltd.” (In Russ.)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх