Факторы формирования коалиционных правительств регионалистских и общенациональных политических партий в регионах Испании

 
Код статьиS013122270014930-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-4-71-79
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №4
Страницы71-79
Аннотация

Исследование нацелено на определение факторов, влияющих на создание коалиционных правительств регионалистских и  общенациональных политических партий в  автономных сообществах Испании. Рассматривается влияние таких факторов, как размер коалиции, идеологическая межпартийная дистанция (включая регионалистско-идеологическое измерение) и  соответствие раскладов партийных сил на региональном и  общенациональном уровнях управления. Определено, что размер коалиции принципиален для коалиционных сделок, в то время как две другие категории факторов проявляют себя ситуативно, однако в ряде автономных сообществ демонстрируют устойчивую тенденцию к влиянию в совокупности со структурными (контекстуальными) условиями.

Ключевые словакоалиционные правительства, коалиционные соглашения, политические партии, регионалистские партии, общенациональные партии, регионализм, многоуровневая политика, автономные сообщества, Испания
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00053 “Субнациональный регионализм и динамика многоуровневой политики (российские и европейские практики)”) в Пермском федеральном исследовательском центре УрО РАН
Дата публикации11.05.2021
Кол-во символов33048
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Политический порядок, организованный государствами современного типа nation-state, постепенно трансформируется: меняется система взаимоотношений между разными уровнями власти внутри самих государств и, если речь идет о Европейском союзе, между национальными государствами и наднациональным властным ярусом [1]. Многоуровневость управления, выступающая результатом этой трансформации, приобретает политическое значение и становится многоуровневой политикой – “контейнером” взаимодействий между разными ярусами и акторами [2, 3, 4]. Опыт федерализирующихся европейских государств демонстрирует, что значимой движущей силой многоуровневой политики выступает субнациональный регионализм, понимаемый как “движение, которое стремится к политическому конституированию региона, обретению им политической субъектности и включению его в политический процесс” [5, с. 105]. Ключевым актором регионализма в этих условиях становятся регионалистские политические партии, осуществляющие электоральную мобилизацию в границах одной субнациональной административно-территориальной единицы и манифестирующие требования расширения ее политической субъектности [6, 7, 8].
2 Фрагментированные сложноустроенные государства, как убедительно демонстрируют результаты тематических исследований, имеют меньшую степень национализации региональных партийных систем (и, соответственно, большую степень регионализации), чем общества с относительно монолитной структурой населения [9]. Такой контекст и связанная с ним актуализация политико-субъектной роли регионалистских политических партий связаны, с одной стороны, с количественным увеличением присутствия этих партий в регионах, которое объясняется исследователями в рамках кросснационального сравнительного анализа [10]. С другой стороны, расширение присутствия регионалистских партий обострило академическую дискуссию о возможностях и перспективах получения и осуществления такими организациями реальных властных полномочий [11]. Одним из каналов достижения этих полномочий на региональном уровне в парламентских демократиях выступают коалиционные интеракции между регионалистскими и общенациональными политическими партиями: первые ассоциируются преимущественно с региональным ярусом управления, в то время как вторые – с центральным (национальным).
3 Богатый эмпирический материал для исследования обозначенной арены многоуровневой политики предоставляют испанские автономные сообщества, где в 2000-е годы было заключено порядка трех десятков коалиционных соглашений между регионалистскими и общенациональными политическими партиями [12, 13]. Неочевидно, однако, почему в одних случаях таким партиям удается прийти к коалиции и сформировать региональное правительство, а в других – нет? В статье представлена попытка с опорой на теории партийных коалиций очертить пул факторов, влияющих на достижение коалиционных соглашений между названными политическими акторами в испанских автономных сообществах.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 599

Оценка читателей: голосов 0

1. Tortola P. Clarifying Multilevel Governance. European Journal of Political Research, 2017, vol. 56, no. 2, pp. 234-250. DOI: 10.1111/1475-6765.12180

2. Alcantara C., Broschek J., Nelles J. Rethinking Multilevel Governance as an Instance of Multilevel Politics: a Conceptual Strategy. Territory, Politics, Governance, 2016, vol. 4, no. 1, pp. 33-51. DOI: 10.1080/21622671.2015.1047897

3. Hooghe L., Marks G. Unraveling the Central State, but How? Types of Multi-Level Governance. American Political Science Review, 2003, vol. 97, no. 2, pp. 233-243.

4. Bache I., Flinders M. Multi-Level Governance and the Study of the British State. Public Policy and Administration, 2004, vol. 19, no. 1, pp. 31-51. DOI: 10.1177/095207670401900103

5. Панов П.В. Многоликий регионализм. Вестник Пермского университета. Политология, 2020, № 1, cс. 102-115. [Panov P.V. Mnogolikii regionalizm [Diverse Regionalism]. Bulletin of Perm University. Political Science, 2020, no. 1, pp. 102-115.] DOI: 10.17072/2218-1067-2020-1-102-115

6. De Winter L., Türsan H. Regionalist Parties in the European Union. London, Routledge, 1998. 278 p.

7. Massetti E., Schakel A.H. Between Autonomy and Secession: Decentralization and Regionalist Party Ideological Radicalism. Party Politics, 2016, vol. 22, no. 1, pp. 59-79. DOI: 10.1177/1354068813511380

8. Massetti E. Explaining Regionalist Party Positioning in a Multidimensional Ideological Space: A Framework for Analysis. Regional and Federal Studies, 2009, vol. 19, no. 4-5, pp. 501-531. DOI: 10.1080/13597560903310246

9. Golosov G.V. Factors of Party System Nationalization. International Political Science Review, 2016, vol. 37, no. 2, pp. 246-260. DOI: 10.1177/0192512114552864

10. Brancati D. The Origins and Strengths of Regional Parties. British Journal of Political Science, 2008, vol. 38, no. 1, pp. 135-159. DOI: 10.1017/S0007123408000070

11. Elias A., Tronconi F. From Protest to Power: Autonomist Parties in Government. Party Politics, 2011, vol. 17, no. 4, pp. 505-524. DOI: 10.1177/1354068811400528

12. Ştefuriuc I. Explaining Government Formation in Multi-Level Settings: Coalition Theory Revisited – Evidence from the Spanish Case. Regional and Federal Studies, 2009, vol. 19, no. 1, pp. 97-116. DOI: 10.1080/13597560802692330

13. Falcó-Gimeno A., Verge T. Coalition Trading in Spain: Explaining State-Wide Parties' Government Formation Strategies at the Regional Level. Regional and Federal Studies, 2013, vol. 23, no. 4, pp. 387-405. DOI: 10.1080/13597566.2012.758115

14. Laver M. Theories of Coalition Formation and Local Government Coalitions. Political Parties and Coalitions in European Local Government. Mellors C., Pijnenberg B., eds. London, Routledge, 1989, pp. 16-17.

15. Budge I., Lave M. Office Seeking and Policy Pursuit in Coalition Theory. Legislative Studies Quarterly, vol. 11, no. 4, 1986, pp. 485-506. DOI: 10.2307/439930

16. Schofield N. Political Competitition and Multiparty Coalition Governments. European Journal of Political Research, 1993, vol. 23, no. 1, pp. 1-33. DOI: 10.1111/j.1475-6765.1993.tb00346.x

17. Riker W.H. The Theory of Political Coalitions. Yale University Press, 1962. 292 p.

18. Müller W.C. Government Formation. Handbook of Comparative Politics. Landman T., Robinson N., eds. London, Sage, 2009. pp. 227-245.

19. Сидоров В. Теории формирования партийных коалиций в зарубежной политической науке. Политическая наука, 2014, № 1, сс. 211-222. [Sidorov V. Teorii formirovaniya partiinykh koalitsii v zarubezhnoi politicheskoi nauke [Theories of the Formation of Party Coalitions in Foreign Political Science]. Politicheskaya nauka, 2014, no. 1, pp. 211-222].

20. Leiserson M.A. Coalitions in Politics: a Theoretical and Empirical Study. New Haven, Yale University, 1966. 910 p.

21. Gamson W.A. An Experimental Test of a Theory of Coalition Formation. American Sociological Review, 1961, vol. 26, no. 4, pp. 565-573. DOI: 10.2307/2090255

22. Axelrod R. Conflict of Interest: A Theory of Divergent Goals with Applications to Politics (Markham Political Science Series). Chicago, Markham Publishing, 1970. 216 p.

23. De Swaan A. Coalition Theories and Cabinet Formations: A Study of Formal Theories of Coalition Formation Applied to Nine European Parliaments after 1918. New York, Elsevier Scientific Pub. Co, 1973. 351 p.

24. Laver M., Shepsle K.A. Making and Breaking Governments: Government Formation in Parliamentary Democracies. Cambridge, Cambridge University Press, 1996. 316 p.

25. Strom K., Müller W. Policy, Office or Votes? How Political Parties in Western Europe Make Hard Decisions. Cambridge, CUP, 1999. 336 p.

26. Browne E.C. Coalition Theories: A Logical and Empirical Critique. London, Sage Publications, 1973. 95 p.

27. Mitchell P., Nyblade B. Government Formation and Cabinet Type in Parliamentary Democracies. Cabinets and Coalition Bargaining: the Democractic Life Cycle in Western Europe. Comparative Politics. Strøm K., Müller W., Bergman T., eds. Oxford, Oxford University Press, 2008, pp. 201-236.

28. Bäck H. Explaining Coalitions: Evidence and Lessons from Studying Coalition Formation in Swedish Local Government. Uppsala, Acta Universitatis Upsaliensis, 2003. 218 p.

29. Zariski R. Coalition Formation in the Italian Regions: Some Preliminary Findings and Their Significance for Coalition Theory. Comparative Politics, 1984, vol. 16, no. 4, pp. 403-420.

30. Deschouwer K. Coalition Formation and Congruence in a Multi-Layered Setting: Belgium 1995–2008. Regional and Federal Studies, 2009, vol. 19, no. 1, pp. 13-35.

31. Buelens J., Deschouwer K. Torn Between Two Levels. Political Parties and Incongruent Coalitions in Belgium. Politics Beyond the State: Actors and Policies in Complex Institutional Settings. Deschouwer K., Jans M., eds. Brussels, VUB University Press, 2007, pp. 71-90.

32. Stefuriuc I. The Coalition Strategies of Statewide Parties in Multi-Level Settings. Politics Beyond the State: Actors and Policies in Complex Institutional Settings, Deschouwer K., Jans M., eds. Brussels, VUB University Press, 2007, pp. 45-70.

33. Tronconi F. Ethno-Regionalist Parties in Regional Government: Multilevel Coalitional Strategies in Italy and Spain. Government and Opposition, 2015, vol. 50, no. 4, pp. 578-606. DOI: 10.1017/gov.2014.30

34. Falcó-Gimeno A. The Political Geography of Government Formation: Why Regional Parties Join Coalitions. Party Politics, 2020, vol. 26, no. 2, pp. 91-106. DOI: 10.1177/1354068817750865

35. Reniu J., ed. Los gobiernos de coalición de las Comunidades Autónomas españolas. Barcelona, Atelier, 2014. 411 p.

36. Matas J. La formación de un gobierno de coalición. Valencia, Tirant lo Blanch/OGC, 2015. 207 p.

37. Guerra R. Vicisitudes del sistema de partidos del Estado español (1977–2011): ¿ bipartidismo imperfecto, sistema de partido dominante o pluripartidismo limitado? Laguna: Revista de Filosofía, 2020, no. 46, pp. 9-26.

38. Хенкин С.М. Перестройка партийной системы Испании. Актуальные проблемы Европы. Политические партии европейских стран, 2018, № 2, сс. 85-110. [Henkin S.M. Perestroika partiinoi sistemy Ispanii [Restructuring the Party System in Spain]. Aktual'nye problemy Evropy. Politicheskie partii evropeiskikh stran, 2018, no. 2, pp. 85-110.]

39. Corujo A., Fernández-Esquer C., Rama J. ¿Quién vota a los partidos nacionalistas en España? Un análisis de las bases electorales de Coalición Canaria. Revista Española de Ciencia Política, 2019, no. 50, pp. 39-71.

40. Кутузова В.М. Националистические партии в политической системе Испании. Латинская Америка, 2005, № 11. [Kutuzova V.M. Natsionalisticheskie partii v politicheskoi sisteme Ispanii [Nationalist Parties in the Political System of Spain]. Latin America, 2005, no. 11. Available at: http://www.ilaran.ru/?n=267 (accessed 25.01.2021).

41. Reniu J. Los gobiernos de coalición. Barcelona, Editorial UOC. Col. Quiero Saber, 2015. 411 p.

42. Прохоренко И.Л. Территориальные сообщества в политическом пространстве современной Испании. Москва, ИМЭМО РАН, 2010. 100 с. [Prokhorenko I.L. Territorial'nye soobshchestva v politicheskom prostranstve sovremennoi Ispanii [Territorial Communities in the Political Space of Modern Spain]. Moscow, IMEMO, 2010. 100 p.]

43. Кузнецов А.В., ред. Современная Испания: проблемы и решения. Москва, ИМЭМО РАН, 2018. 101 с. [Kuznetsov A.V., ed. Sovremennaya Ispaniya: problemy i resheniya [Modern Spain: Problems and Solutions]. Moscow, IMEMO, 2018. 101 p.]

44. Barberà O., Rodríguez J. Los partidos de ámbito no estatal en Aragón: el Partido Aragonés y la Chunta Aragonesista. Papers, 2009, vol. 92, pp. 171-195.

45. Nieto E. El Partido Andalucista: origen y evolución de un partido regionalista (1976–2005). Dr. Diss. (Political science). Granada, Editorial de la Universidad de Granad, 2007. 339 p.

46. Cabello S. La identidad riojana: del proceso de institucionalización administrativa al politico. Dr. Diss. (Political science). Bilbao, Universidad del País Vasco-Euskal Herriko Unibertsitatea, 2010. 321 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх