Аннотация | В законодательстве об административной ответственности закреплен специальный механизм профилактики административных правонарушений путем внесения представления об устранении причин административных правонарушений и условий их совершения. Актуальность научного осмысления данного механизма и оценки его соотношения с иными административно-правовыми профилактическими средствами диктуется запланированной реформой административно-деликтного законодательства, а также тем, что некоторые вопросы, связанные с реализацией этого механизма, не нашли однозначного разрешения в нормативном регулировании, правоприменительной практике и доктрине.
Целью исследования, соответственно, является выявление нормативных и правоприменительных проблем этого механизма профилактики административных правонарушений для определения перспектив его совершенствования, в том числе с учетом состоявшейся реформы контрольно-надзорной деятельности. К задачам исследования относятся: анализ положений законодательства, определяющих порядок внесения указанного представления и его содержание; изучение соответствующей правоприменительной практики; определение места рассматриваемого механизма в системе мер профилактики нарушений нормативных требований.
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, системный метод) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой). Большое внимание было уделено анализу сложившихся в правоприменительной практике подходов, которые иллюстрируются конкретными примерами.
Проведенное исследование продемонстрировало, что предусмотренный законодательством об административной ответственности механизм профилактики административных правонарушений характеризуется заметными дефектами (неопределенность содержания представления, произвольный выбор его адресатов и т.д.), которые порождаются несовершенством нормативного регулирования, противоречивой правоприменительной практикой, а также отсутствием необходимой теоретической основы. В части оценки соблюдения обязательных требований данный механизм, по существу, конкурирует с профилактическими мерами, закрепленными в контрольно-надзорном регулировании. В связи с этим в целях оптимизации системы мер административного принуждения предлагается исключить возможность внесения представления об устранении причин административного правонарушения и условий его совершения лицам, деятельность которых оценивается в рамках контрольно-надзорной деятельности. |