Стратегия развития экосистемы дополнительного профессионального образования вуза в контексте цифровой трансформации высшего образования

 
Код статьиS181570410028080-3-1
DOI10.54884/S181570410028080-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель начальника по цифровизации образования управления развития дополнительного образования
Аффилиация: Кемеровский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Кемерово
Должность: советник ректора
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: профессор кафедры цифровой экономики и управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы31-38
Аннотация

Развитие человеческих ресурсов и потенциала кадров в системе управления персоналом является одним из наиболее эффективных и необходимых форм инвестирования в сотрудников. Решение проблемы дефицита кадров восполнимо за счет сильной системы дополнительного профессионального образования, сосредоточенной главным образом на базе организаций высшего образования. Крупные компании, помимо собственных корпоративных университетов, выбирают для повышения квалификации и профессиональной переподготовки своих специалистов именно структуры дополнительного образования в вузах как основные за счет наиболее качественного предоставления образовательных услуг и наличия научного, инновационного кадрового потенциала. Увеличение роли дополнительного профессионального образования в программе академического лидерства для вузов «Приоритет 2030» говорит о предстоящей неизбежной трансформации систем дополнительного образования за счет регионализации целей университетов и изменения их маркетинговой политики. Эффективность деятельности подразделений дополнительного профессионального образования в университетах на современном этапе определяется гибкостью в подходах к требованиям рынка образовательных услуг и спросом потенциальных клиентов, возможностью и готовностью предлагать актуальные образовательные программы. Реализация программ дополнительного профессионального образования вуза наиболее успешно решается в условиях экосистемы, поскольку  позволяет минимизировать риски снижения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Формирование и развитие инновационной экосистемы дополнительного профессионального образования  университета, изучение ее ключевых элементов позволяют решить задачу повышения конкурентоспособности вуза, потери контингента выпускников и увеличения доли рынка дополнительных образовательных услуг образовательной организации. В публикации авторами представлены статистические данные и результаты теоретического исследования состояния дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на современном этапе. На основе проведенного анализа авторами предложена стратегия развития экосистемы дополнительного профессионального образования вуза в контексте цифровой трансформации высшего образования.

Ключевые словадополнительное профессиональное образование, высшее образование, образовательная экосистема, экосистема дополнительного профессионального образования вуза, стратегия развития экосистемы
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов14845
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современный мир непрерывно изменяется. Появление прорывных цифровых технологий поставило людей в условия необходимости обновления знаний, формирования новых навыков и компетенций, личностного и профессионального развития. Цифровизация как новый тренд мирового общественного и экономического развития, который пришел на смену информатизации и компьютеризации, в масштабах экономической и социальной жизни приводит к повышению качества и эффективности результатов в управлении экономикой, обществом, государством.
2 Начиная с 2018 года дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО), реализуемое на базе вузов, получило новый виток развития за счет изменения парадигмы развития университетов. Увеличение роли ДПО в программе «Приоритет 2030» говорит о предстоящей неизбежной трансформации ДПО в вузах за счет регионализации целей университетов, параллельного обучения студентов по дополнительным профессиональным программам, изменения маркетинговой политики, изначально ориентированной на работу только с абитуриентами. В ряде регионов нашей страны продолжают создаваться научные образовательные центры мирового уровня – НОЦ, которые объединяют науку, производство и образование. НОЦ реализуют свои стратегии в тесном сотрудничестве с вузами, научными организациями и предприятиями реального сектора экономики по формированию научного потенциала региона, в том числе и за счет совместной реализации программ ДПО как для научно-педагогических работников, административно-управленческого персонала образовательных и научных организаций, так и для специалистов и управленцев промышленных предприятий.
3 В национальном рейтинге вузов Российской Федерации определена одна из миссий университетов – социальная или предпринимательская; конкурентоспособность университетов оценивается по вовлеченности ДПО в оказание образовательных услуг в вузе с целью привлечения дополнительных финансовых средств на развитие вуза. Академическое высшее образование предполагает преимущественно освоение теоретических знаний, в то время как ДПО решают задачу соответствия кадров требованиям рынка труда с позиции владения практическими навыками. Эффективность деятельности подразделения ДПО в университете на современном этапе определяется возможностью и готовностью предлагать востребованные на рынке образовательные программы, гибкостью в подходах к требованиям рынка образовательных услуг, спросом потенциальных клиентов, параллельно снижая риски по потере контингента абитуриентов, решая задачу повышения конкурентоспособности вуза и его экосистемного лидерства.
4 Переход от индустриального образования к экосистемному, помимо необходимости наличия таких условий, как финансирование и вовлеченность заинтересованных лиц, влечет за собой определенные мировоззренческие изменения в понимании управления. В век цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности и производства эффективное управление организацией невозможно осуществлять без использования современных трендов и подходов. Экосистему ДПО вуза мы рассматриваем как «сообщество сообществ», которое базируется на совместной реализации дополнительных профессиональных программ различными структурными подразделениями университета. Задачи, поставленные государством перед высшей школой, решаются наиболее эффективно, если ДПО в университете представляет собой целостную экосистему. В статье раскрыты возможности решения этой проблемы.

всего просмотров: 97

Оценка читателей: голосов 0

1. Анализ рынка дополнительного профессионального образования в России в 2016–2020 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021–2025 гг. URL: https://marketing.rbc.ru/research/27268/ (дата обращения: 28.07.2023).

2. Индикаторы образования: 2022: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, О.А. Зорина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ, 2022. URL: https://issek.hse.ru/news/557242573.html (дата обращения: 11.07.2023).

3. Подготовка (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование работников организаций в Российской Федерации за 2020 год: Статистический бюллетень Росстата. Москва, 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13287 (дата обращения: 11.07.2023).

4. Ачкасова О.Г. Развитие экосистемы дополнительного профессионального образования вуза на этапе цифровой трансформации высшего образования / Материалы пула научно-практических конференций с международным участием. Керчь, 24–28 января 2022 года. Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. С. 441–444.

5. Development of Ecological Thinking in Students-Managers in the University Ecosystem / R.M. Sherayzina, M.V. Alexandrova, N.V. Alexandrova [et al.] / Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Strategy of Development of Regional Ecosystems “Education-Science-Industry” (ISPCR 2021), Veliky Novgorod, 07–08 December, 2021. Veliky Novgorod: Atlantis Press, 2022. Vol. 208. P. 612–616. DOI: 10.2991/aebmr.k.220208.086.

6. Лукша П., Спенсер-Кейс Д., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения: 15.07.2023).

7. Васютенкова И.В. Педагог в развивающейся образовательной экосистеме школы // Вестник евразийской науки. 2014. № 5 (24). URL: file:///D:/Users/User/Downloads/pedagog-v-razvivayuscheysya-obrazovatelnoy-ekosisteme-shkoly%20(1).pdf (дата обращения: 17.07.2023).

8. Тимченко В.В. Роль ДПО в формировании компетенций будущего в инновационно-образовательной экосистеме // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2019. № 1(43). С. 29–38.

9. Donina I.A., Lyakh Yu.A., Khachaturova K.R. Role of Educational Institutions in Shaping the Ecosystem of the Region // Advances in economics, business and management research: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Strategy of Development of Regional Ecosystems “Education-Science-Industry” (ISPCR 2021), Veliky Novgorod, 07–08 December 2021. Veliky Novgorod: Atlantis Press, 2022. P. 570–578. DOI: 10.2991/aebmr.k.220208.081.

10. Ачкасова О.Г. Экосистема ДПО вуза как условие формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшей школы // Гуманитарные исследования Центральной России. 2022. № 1(22). С. 63–69. DOI: 10.24412/2541-9056-2022-122-63-69.

11. Петренко Е.С., Денисов И.В., Мажитова С.К. Менеджмент предпринимательской деятельности: «экосистема» как новое представление экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 3. С. 601–614.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх