Стандартизация содержания общего образования и требований к результатам обучения: исторический подход

 
Код статьиS181570410028051-1-1
DOI10.54884/S181570410028051-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: начальник отдела
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: заместитель начальника управления
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы58-66
Аннотация

Актуальность исследования определяется остротой проблемы стандартизации общего образования, которая по-разному решалась на разных этапах развития отечественной системы образования. В исследовании представлен подробный анализ подходов к стандартизации содержания общего образования и требованиям к результатам освоения основных образовательных программв соответствии с исторически изменяющимся заказом государства и потребностями общества. Исследование осуществлялось на основе анализа нормативных документов в области образования, образовательных стандартов разных поколений, научной литературы по теме исследования, мониторинговых исследований профессиональных компетенций педагогов. Показаны причины возникновения феномена стандартизации образования, рассмотрены проблемы стандартизации и путь эволюции образовательных стандартов – от обязательного минимума содержания образования к развернутому содержанию и систематизированным, конкретизированным требованиям к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения основных образовательных программ. ФГОС представлены как ключевой инструмент формирования единого образовательного пространства в Российской Федерации, практическое применение которого требует сложных профессиональных компетенций педагогов. Областью применения результатов исследования являются направления профессионального развития педагогов в условиях изменений нормативной базы.

Ключевые словаобразовательные стандарты, общее образование, содержание образования, требования к результатам обучения, профессиональные компетенции
Получено15.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов22342
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Актуальность исследования определяется остротой проблемы стандартизации образования – социально-педагогического феномена, который получил широкое распространение в мировой практике более 40 лет назад [1]. Стандартизация образования, которая выступает ведущим фактором управления качеством, по-разному реализовывалась на разных этапах развития отечественной системы образования для его разных уровней. Понятие «образовательный стандарт» является относительно новым: в советский период его не существовало, впервые данное понятие появилось в нормативных документах постсоветского периода в 1992 году. Полноценные образовательные стандарты для системы общего образования были утверждены на двадцать лет позже, когда возник социальный заказ на упорядочивание содержания образования и требований к его результатам. Для исследования проблемы стандартизации в системе общего образования применен исторический подход. Этот подход позволяет осмыслить роль образовательных стандартов в формировании единого образовательного пространства и сущность современного образования и его цели, прогнозировать направления эволюции образования.
2 Концептуальным исследованиям явления стандартизации образования посвящены работы таких авторов, как В.П. Беспалько, Б.Д. Гершунский, Ю.В. Громыко, И.А. Зимняя, М.Н. Лазутова, В.С. Леднев, А.М. Новиков, Г.В. Перфилова, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков, А.И. Субетто, В.В. Фирсов, В.Д. Шадриков и др.
3 Методы исследования. Исследование осуществлялось на основе содержательного анализа нормативных документов в области образования, образовательных стандартов разных поколений, анализа научной литературы по теме исследования, мониторинговых исследований профессиональных компетенций педагогов.
4 Исследование и результаты. Исследователи отмечают, что путь к российским образовательным стандартам (standart – «норма, образец, мерило») был долгим по многим объективным причинам [2; 3]. Одна из ведущих причин – относительно недавнее становление отечественной массовой школы, которая стала складываться только на рубеже XIX–XX веков. Россия вошла в XX век, имея пятую часть грамотного населения. Для сравнения: в Англии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии, Германии, Дании, Голландии, Швейцарии всеобщая грамотность населения (до 99%), то есть умение читать и писать, была достигнута к 1880-м годам. Старт массовому обучению грамоте был дан реформацией, переводом Библии на национальные языки, появившейся возможностью и необходимостью каждому доброму христианину самому читать Библию. Во время переписи 1897 года в Российской империи грамотными записывали умеющих читать, умение писать не требовалось.
5 К 1917 году число грамотных составляло 30–35%, и в 1919 году советская власть начала кампанию по ликвидации безграмотности (ликбез) – обучение взрослого населения чтению и письму. Почти одновременно происходило введение обязательного школьного образования. В контексте рассматриваемой темы принципиально важно уточнить, что еще столетие назад профессия учителя в нашей стране не была массовой, более того, учителями нередко становились просто грамотные люди. По словам историков советской школы, в 20-х – начале 30-х годов XX века «в школы брали всех, кто был готов работать учителем, а не тех, кто был способен преподавать» [4, с. 235]. Острая нехватка учительских кадров стала барьером на пути распространения обязательного школьного образования. Таким образом, на первых этапах формирования советской школы ответ на вопрос «кто учит?» был важнее ответа на вопрос «чему учить?». Систематического школьного образования в его классическом понимании не было. Обучение в разных школах осуществлялось по разным комплектам учебных книг и рабочих тетрадей, что приводило к невозможности обеспечения единых требований к результатам обучения. Единые предметные программы отсутствовали, поскольку обучение осуществлялось по комплексным программам и по программам трудовой школы.

всего просмотров: 148

Оценка читателей: голосов 0

1. Мирошникова О.Х. Образование, основанное на стандартах // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 2. С. 68−79.

2. Княгинина Н.В. Что мы знаем о ФГОС? Зачем нужны образовательные стандарты, как они менялись и исследовались. Ч. 1 // Образовательная политика. 2020. № 4 (84). C. 48–84.

3. Разумова Е.И. Стандартизация образования одна из болевых точек образовательной политики // Экономика образования. 2009. № 4-2. С. 64–70.

4. Виттенбек В.К., Брянцева М.В. Подготовка учителей начальных классов в России: историко-педагогический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 3. С. 233–237.

5. Вяземский Е.Е. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. 2013. № 3. С. 5–26.

6. Постановление от 3 июня 1967 года № 502 «О мерах по улучшению подготовки и издания школьных учебников и обеспечения ими учащихся». URL: https://docs.cntd.ru/document/765711982 (дата обращения: 13.06.2023).

7. Hibbard K.M. A teacher's guide to performance-based learning and assessment Pomperaug Regional School District 15 (Middlebury and Southbury, Conn.). Association for Supervision and Curriculum Development, 1996. 294 p.

8. Богуславский М.В. Приоритеты модернизации содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 99–111.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 03.07.2023).

10. Постановление правительства Российской Федерации от 28 февраля 1994 № 174 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования». URL: https://docs.cntd.ru/document/9029807?marker=64U0IK (дата обращения: 03.07.2023)

11. Приказ от 19 мая 1998 г. № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=31361 (дата обращения: 03.07.2023).

12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/901816019 (дата обращения: 15.07.2023).

13. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления. М.: Педагогическое общество России, 2002. 26 с.

14. Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». URL: https://base.garant.ru/6150599/ (дата обращения: 13.07.2023).

15. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». URL: https://base.garant.ru/182981/ (дата обращения: 01.06.2023).

16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 05.07.2023).

17. Хуторской А.В. Стандарты образования, сообразные человеку // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://eidos.ru/journal/2011/0525-09.htm (дата обращения: 07.02.2023).

18. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 08.06.2023).

19. Сапкулова Е.В. О стандартизации системы общего образования // Вестник КемГУ. 2013. № 4 (56). С. 95–99.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх