Реализация воспитательного потенциала урочной деятельности как ресурс достижения личностных результатов в соответствии с требованиями федеральных стандартов

 
Код статьиS181570410027996-0-1
DOI10.54884/S181570410027996-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры социально-педагогического образования
Аффилиация: Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы150-160
Аннотация

В статье рассматриваются условия и средства повышения воспитательного потенциала урока, направленные на достижение личностных результатов образовательной деятельности в целях выполнения требований обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных образовательных программ. В статье представлены основные компоненты совместной деятельности субъектов образования на уроке, влияющие на их взаимную активность и продуктивное взаимодействие. К таким ресурсам, которые определяют целостность воспитывающего урока, в статье отнесены личностно-ориентированный подход, воспитательное пространство урока, общественный договор, ценностно-ориентированное общение; ценностно-смысловое согласование взаимодействия; информационная насыщенность современного урока, новые роли учителя и ученика на воспитывающем уроке; восприятие учителем урока как средства самовоспитания учащихся. Знание и владение учителем рассмотренными педагогическими средствами создают условия для повышения воспитательного потенциала урока, развивают у учителя способность и готовность работать с содержанием федеральных рабочих программ учебных предметов.

Ключевые словаличностные результаты, воспитательная деятельность, воспитательный потенциал, личностно-ориентированный подход, воспитательное пространство урока, общественный договор, ценностно-ориентированное общение, ценностно-смысловое согласование взаимодействия
Получено10.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов32803
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В статье рассматриваются возможные ресурсы повышения роли воспитательных функций урока в связи с переходом на федеральные рабочие программы учебных предметов обновленного ФГОС. Главной особенностью обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральных основных образовательных программ (ФООП, ФОП) является ориентация учителя на принцип интеграции обучения и воспитания как в урочной, так и во внеурочной деятельности, и их неразрывная связь. В реализации предыдущего стандарта внимание педагогов было сосредоточено на образовательных результатах учащихся, а ФГОС третьего поколения, уточняя и конкретизируя содержание образовательных программ, нацеливают организации на интеграцию воспитательных влияний учителей разных предметов на процесс воспитания учащихся в урочной и внеурочной деятельности, на учет принципа единства обучения и воспитания, выражающегося в разработке реальных условий повышения воспитательного потенциала урочной деятельности, ориентированной на достижение личностных результатов учащихся.
2 До вступления в силу обновленных ФГОС примерная рабочая программа воспитания являлась методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы в организации. В условиях перехода всех школ России с 1 сентября 2023 года на федеральные образовательные программы [1; 2; 3] таким методическим ядром для перечисленных программ будут служить целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с направлениями воспитательной деятельности, указанными в федеральной рабочей программе воспитания, утвержденной ФГОС [2; часть 26.2.4]: гражданское, патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание, физическое, трудовое и экологическое, культура здорового образа жизни и эмоционального благополучия, воспитание ценности научного познания. Эти направления определяют содержание личностных результатов освоения обучающимися учебных предметов.
3 Таким образом, изучение содержания личностных результатов становится неотъемлемым звеном освоения педагогами обновленных требований к метапредметным результатам рабочих программ учебных предметов. Помочь учителям в их освоении может заместитель директора по воспитательной работе как специалист, знающий все три уровня содержания личностных результатов воспитания примерной рабочей программы воспитания.
4 Результаты исследования. Личностные результаты определяют единое поле смыслов, ценностей, целей деятельности всего коллектива. Рассмотрим это утверждение на примере статьи Федеральной рабочей программы воспитания для образовательных организаций [2; часть 26.2.3.3]: «Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ в общем виде включают:
  • осознание российской гражданской идентичности;
  • сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом» [2].

всего просмотров: 111

Оценка читателей: голосов 0

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193 (дата обращения: 04.09.2023).

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» [п. 26; 26.2.4.]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655 (дата обращения: 04.09.2023).

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) [п. 122.9.3.]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130017?index=2 (дата обращения: 04.09.2023).

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. М.: Российский государственный социальный университет, 2016. 364 с.

5. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

6. Тубельский А.Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми / под общ. ред. А. Русакова. СПб.: Образовательные проекты, 2019. 440 с.

7. Сериков В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. 2007. № 10. С. 3–12.

8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

9. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве. 2007. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191501007&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 04.09.2023).

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. М.: Работник просвещения, 1926. 348 с.

11. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. 426 с.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.

13. Степихова В.А. Диалог как форма рефлексивной деятельности педагога / Диалог в образовании. Сб. материалов конференции. СПб.: СПбГУ. Издательство СПб философского общества, 2002. С. 235–238.

14. Горлова Н.А. Смысловая сфера современного ребенка как основа профилактики, коррекции и развития // Специальное образование. 2013. № 2(30). С. 19–32.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 94–232.

16. Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2016. C. 79–80.

17. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб.: Искусство-СПб, 2005. 624 с.

18. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1973. C. 267–538.

19. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 348–381.

20. Поташник М.М., Левит М.В. Aнализ и оценка стандартов: как помочь учителю с ними работать // Народное образование. 2014. №7 (1440). С. 20–25.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх