Виды деятельности в процессе формирования готовности к школьному обучению: требования ФГОС и практика работы

 
Код статьиS181570410020790-4-1
DOI10.54884/S181570410020790-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Хабаровск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (63)
Страницы110-115
Аннотация

В статье рассматриваются основные положения по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей посредством развития у них познавательных интересов и действий в разных видах деятельности на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Ключевые словафедеральный государственный образовательный стандарт, дошкольное образование, школьное обучение, психологическая готовность детей, деятельность
Получено22.06.2022
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов16834
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Содержание понятия «готовность к школьному обучению» развивалось благодаря работам Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и многих других авторов отечественной психолого-педагогической школы, заложивших методологические основы современного дошкольного образования. Классические теории, обосновывающие многокомпонентность готовности к школьному обучению, дополняются научными исследованиями и методическими приемами по формированию личности, мотивации и способностей в основных образовательных областях, реализуемых в различных видах деятельности, в соответствии с актуальной ситуацией развития ребенка.
2 Современные требования к социально-нормативным характеристикам возможных достижений ребенка в возрасте завершения им дошкольного образования изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем определены целевые ориентиры как основы преемственности двух этапов образования – дошкольного и начального общего, предполагающие формирование у ребенка предпосылок к его будущей учебной деятельности в школьной образовательной среде [16].
3 Цель статьи состоит в исследовании реализации в практике дошкольного образования основных требований ФГОС ДО по формированию психологической готовности к школьному обучению детей посредством развития у них познавательных интересов и действий в разных социокультурных видах деятельности. Для выполнения первой задачи настоящего исследования рассмотрим методологические основы формирования готовности к школьному обучению.
4 Исследования психологической готовности к школьному обучению детей включают широкий круг проблем психофизиологического, нейропсихологического, психологического, социального развития ребенка дошкольного возраста, разработку методик и технологий для выполнения диагностических и коррекционно-развивающих программ. Психолого-педагогическое понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как многокомпонентное.
5 Так, в работах Л. И. Божович (1968, 1972) готовность к обучению получила название «школьная зрелость», которую определяют два параметра: интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Интеллектуальная зрелость проявляется в определенном уровне ее развития у ребенка и его способности к произвольной регуляции своего поведения в познавательной деятельности. Личностная зрелость сопровождается формированием «внутренней позиции школьника» под влиянием новых потребностей, появляющихся у ребенка старшего дошкольного возраста: познавательной потребности и потребности в социальном общении со взрослым. Следствием произошедших изменений в потребностной сфере личности является изменение ведущей деятельности ребенка, а игра, востребованная в дошкольном возрасте, его уже не удовлетворяет. Это определяет новое содержание мотивационного развития ребенка в возрасте поступления в школу и способствует его успешному включению в новую для него учебную деятельность, отличающуюся осознанными целями и планом по их реализации.

всего просмотров: 302

Оценка читателей: голосов 0

1. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., Соловьёва Т.А. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты исследования // Проблемы современного образования. – 2017. – № 4. – С. 94–113.

2. Воронина Л.В., Коротаева Е.В. О готовности к проектной деятельности в дошкольном образовании // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 8. – С. 50–56. DOI: 10.26170/po19-08-07

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – С. 56–79.

4. Жукова О.Г. Социальное партнерство в условиях стандартизации дошкольного образования // Человек и образование. – 2019. – № 1 (58). – С. 92–97.

5. Кирейчев А.В., Чавдарь К.Э. Формирование и развитие психологической готовности детей к школьному обучению в рамках авторской программы «Хочу в школу» // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». – 2018. – № 6. – С. 152–156.

6. Конаныхина Е.Ю. Программа психологической готовности к школьному обучению в условиях реализации ФГОС НОО «Тропинка к школе» (методическое пособие) // Национальный психологический конкурс Золотая Психея по итогам 2012 года. Номинация «Проект года в психологической практике» [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/psyche/projects/577/ (Дата доступа: 12.02.2020).

7. Кошкина В.С., Реброва В.И. Комплексный подход как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования // Человек и образование. – 2018. – № 2 (55). – С. 145–149.

8. Коэльо Л., Торрес Н., Фернандес К., Сантос А. Дж. Качество игры, социальное принятие и взаимная дружба у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 1 (91). – С. 70–79.

9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11. – № 4. – С. 5–21. DOI: 10.17759/psyedu.2019110401

10. Мамедова Л.В., Белогорская О.Д. Программа «Развивай-ка» как средство формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – № 3. – С. 177–180.

11. Нисская А.К. Проблема перехода к обучению в школе. Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 1 (91). – С. 18–33.

12. Нозикова Н.В. Опыт организации интегративного обучения в средней общеобразовательной школе № 3 г. Хабаровска // Дефектология. – 2011. – № 3. – С. 81–86.

13. Римашевская Л.С., Атарова А.Н. Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развитие детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 1 (91). – С. 58–69.

14. Савенков А.И., Цаплина О.В., Полковникова Н.Б., Смирнова П.В., Муродходжаева Н.С. Развитие образного мышления дошкольника в процессе наглядного моделирования: моногр. / под науч. ред. О.В. Цаплиной. – СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2019. – 122 с.

15. Стратегические ориентиры развития дошкольного образования в современном мире Научно-методический сборник к 100-летию организации государственной системы дошкольного образования в России / под общ. ред. Т.Б. Соломатиной. – М.: Московский государственный областной университет, 2019. – 176 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом от 17 октября 2013 г. № 373) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (Дата доступа: 15.01.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх