Моделирование региональных полей взаимодействия общественных объединений взрослых и традиционных образовательных организаций

 
Код статьиS181570410020458-8-1
DOI10.54884/S181570410020458-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Консультант аспирантов
Аффилиация: СПб филиал «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы22-28
Аннотация

В статье раскрыты основания моделирования полей взаимодействия общественных объединений взрослых и традиционных образовательных организаций с целью эффективного согласования их образовательных позиций на уровне региона. Модель описывает педагогический процесс, включающий этапы со-бытийной встречи участников взаимодействия, согласование и обмен смыслами образовательной деятельности, самоопределение в ценностных ориентациях и со-действие в ситуации выбора образовательного пути.

Ключевые словамоделирование, гуманистические ценности и смыслы, общественные объединения взрослых, событийность, событийное образовательное пространство
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках темы научно-исследовательского проекта, поддержанного грантом РФФИ №18-013-00435.
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов16187
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Организация взаимодействия общественных структур с участием взрослых и государственных образовательных организаций рассматривается нами как актуальная задача современной педагогической науки. Она значима и для проектирования эффективных повседневных образовательных практик для взрослых, практик педагогического образования и повышения квалификации [1]. Один из путей решения данной научно-практической задачи – формирование образовательного пространства с участием взрослых обучающихся и педагогических работников. Механизм формирования пространства в данном случае – взаимодействие образовательных сообществ, в данном случае – общественных объединений взрослых – и традиционных образовательных организаций как групповых субъектов пространства (Я.Л. Коломинский, X.Й. Лийметс, Н.Ф.Радионова), в основе которого, прежде всего, согласованные гуманистические ценности и смыслы [3].
2 Мировоззренческим основанием гуманистических ценностей, очевидно, является собственно гуманизм. Для характеристики особенностей гуманистических ценностей, их отличительных признаков обратимся к понятию «гуманизм». Анализ трактовки данного понятия с учетом сложившихся в прошлом тенденций позволил выделить два направления развития смысла понятия «гуманизм». Первое светский индивидуализм, раскрытый в работах А.Ф. Лосева. С его помощью обоснованы внешние характеристики гуманизма: законодательное расширение и закрепление гражданских прав и свобод личности, др. Второе направление в объяснении гуманизма этизм (В.Г. Федотова) отличается приоритетом нравственно-этического контекста.
3 Сегодня очевиден факт деструктивных изменений личности человека в период развития «информационного общества», если признаки гуманизма – простой атрибут, не подкрепленный характеристиками личностного развития. Обращение к гуманистическим ценностям способствует, по мнению многих исследователей, гуманизации личности.
4 Анализ научных трудов в сфере философии и педагогики позволил обосновать тезис о том, что основа гуманистических ценностей, по мнению многих исследователей, – нравственность (И. Ильин, В. Соловьев, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Л.М. Лузина). Отметим, что принципиально важно не противопоставлять при взаимодействии общественных объединений взрослых и традиционных образовательных организаций универсальные общечеловеческие ценности гуманизма национальным, а способствовать их взаимодополняемости и взаимообусловленности. Итак, гуманистические ценности мы можем рассматривать как общечеловеческие нравственные ценности. Они соответствуют ориентации деятельности человека на благо Другого и создают ценностные и смысловые основания для поступков, поведения человека (К.Н. Вентцель, В.И. Братусь, М.М. Бахтин). Исходя из этой позиции, гуманизация личности представляет собой направление ее развития в сообществе, результат сформированности ценностного отношения личности к окружающей среде, людям, себе, выраженного в присвоенных гуманистических ценностях, переживании их как потребностей, определяющих поступки, поведение человека как субъекта своего развития (Е.В. Бондаревская, М.В. Глезер, В.П.Зинченко, А.В. Кирьякова). Ей сопутствует гуманитаризация, снижающая отрицательные последствия технократизма в развитии общества (Е.А. Авдеева, А.В. Минкина, Р.М. Петрунева) [2]. Гуманитаризация пронизывает сегодня все сферы образовательной деятельности человека и позволяет учитывать его индивидуальность в достижении согласованных результатов и эффектов совместной деятельности с другими людьми.

всего просмотров: 254

Оценка читателей: голосов 0

1. Илакавичус М.Р. Теоретические основы взаимодействия формального и неформального образования взрослых: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М.: ИСРО РАО, 2018. – 40 с.

2. Каверина Е. А. Событийные коммуникации в пространстве культуры XX века // Общество. Среда. Развитие.– 2014. – № 2. – С. 151-156.

3. Кожемякина Л.А. Базовые евразийские общекультурные ценности как основа формирования евразийского образовательного пространства // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск.– 2015. - №3 (52). – С. 53-56.

4. Педан В.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: ИУО РАО, 2017. – 27 с.

5. Шустова И.Ю. Школьные события // Народное образование.– 2013. – № 1. – С. 218-222.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх