Современные тренды развития содержания экологической составляющей профессиональной подготовки учителя географии

 
Код статьиS181570410020358-8-1
DOI10.54884/S181570410020358-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы157-161
Аннотация

В статье обосновывается возможность учета при планировании и реализации профессиональной подготовки учителя географии в педагогическом вузе актуальных трендов. Особо выделяются тренды, связанные с обеспечением устойчивого развития человечества и профилактикой экологической виктимности у подрастающего поколения.

Ключевые словаэкологическая культура, экологическая виктимность, экологическое образование и воспитание, профессиональная подготовка учителя географии, компетенции
Получено25.05.2022
Дата публикации25.05.2022
Кол-во символов9457
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В настоящее время экологические проблемы носят глобальный характер и разработка политики для устойчивого развития соответствует общим интересам всех стран.
2 Стремление общества к устойчивому развитию отражается на разных уровнях политики, не только на глобальном, но и на уровне национальной государственной политики, а также политике региональных и муниципальных властей.
3 Большинство нормативных документов, принятых на федеральном уровне в нашей стране в последние два десятилетия, указывает на важность и необходимость формирования экологической культуры россиян, особенно подрастающего поколения. В 2020 году всенародным голосованием россиян принята поправка к ст. 114 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации: «создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры (ст.114, пункт е. 6)» [5].
4 В экологическом законодательстве Российской Федерации как целевой ориентир экологического образования и просвещения рассматривается экологическая культура [13]. Задача её формирования, развития экологического образования и воспитания поставлена как одна из ключевых Президентом Российской Федерации в документе « Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» . Этот документ стратегического характера определяет, в том числе, и механизмы, которые должны быть использованы для решения этой задачи и связаны с формированием у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения, а также с обеспечением направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения [7]. При этом обеспечивается государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды [8].
5 Социальный запрос государства, связанный с формированием экологической личности и общества, не является новым для российского образования. Эти проблемы, актуальные на протяжении более двух десятилетий, нашли свое отражение в ряде научно-методических исследований и концепций экологического образования [4].
6 Заметный вклад в развитие отечественного экологического образования внесли С.В. Алексеев, М.В. Аргунова, Н.Ф. Винокурова, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.Н. Дзятковская, Д.С. Ермаков, Н.М. Мамедов, В.В. Николина, В.Н. Панов, Н.А. Рыжова, И.Т. Суравегина, Г.А. Ягодин, В.А. Ясвин и др. Их работы охватывают различные аспекты проблемы становления экологического образования и экологической культуры, в том числе реализации экологического образования разных уровней и видов, формирования экологической компетентности, взаимосвязи экологического образования и образования для устойчивого развития, психологические основы формирования экологической культуры, а также проблемы подготовки педагогических кадров к реализации экологического образования и формирования экологической культуры обучающихся.

всего просмотров: 253

Оценка читателей: голосов 0

1. Голубь М.С., Голубь М.А. К вопросу о трактовке основных понятий и категорий педагогической виктимологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-traktovke-osnovnyh-ponyatiy-i-katego-riy-pedagogicheskoy-viktimologii/viewer (дата обращения: 09.08.2020).

2. Ерошенко В.И., Свириденко Т.Е. Инновационные методы эколого-педагогической подготовки обучающихся на географическом факультете ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» // Интернационализация и инновации в области высшего образования: сборник трудов международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Университета дружбы народов им. акад. А.Куатбекова и 75-летию заслуженного работника образования Республики Казахстан, к.х.н., проф. К.П.Куатбековой. Т.1. – Шымкент, Изд-во Университета дружбы народов им. акад. А.Куатбекова, 2019. – С.25-27.

3. Ерошенко В.И., Свириденко Т.Е. Основные направления экологизации подготовки педагогов на географическом факультете ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» // Инженерные технологии для устойчивого развития и интеграции науки, производства и образования (к 15-летию Ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского»). В 4-х т.: матер. Междунар. науч.-практ. конф.; ФГБОУ ВО «ТГТУ», 29 – 31 мая 2019 г. Том IV: Инновационные технологии инженерной педагогики. – Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2020. – С.32-34.

4. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Вагнер И.В., Либеров А.Ю., Алексеев С.В., Ермаков Д.С., Мамедов Н.М., Панов В.Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы.– 2012.– № 2.– С. 4-15.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.10.2020).

6. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы: новейший справочник психолога. – М.: Эксмо, 2010. - 864 с.

7. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждены Д. Медведевым 30 апреля 2012 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15177 (дата обращения 22.08.2020).

8. План действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 23.01.2014 № 64-р, от 10.08.2016 № 1688-р). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139460/ (дата обращения: 15.10.2020).

9. Рыжова Н.И., Громова О.Н. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки специалистов для новой экономики // Мир науки, культуры, образования.– 2015. – № 1 (50). – С. 8 – 13.

10. Рыжова Н.И., Громова О.Н. Актуальность виктимологической деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса как составляющей обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современном социуме // Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире. Материалы II Межд. научно-практич. конф. (Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2018 г.) / под ред. Э.Н. Чижикова. СПб., 2018. С. 40–46.

11. Свириденко Т.Е., Рыжова Н.И., Ерошенко В.И. Тенденции и актуальные задачи экологического образования и просвещения в условиях угроз современного социума // Преподаватель XXI век. – 2020.– № 4-1. – С. 36-48.

12. Свириденко Т.Е. Актуальность поиска инновационных решений формирования основ экологической культуры современного школьника // Наука и школа. – 2020. – № 6. – С. 193-202.

13. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 15.10.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх