Effective use of educational video technologies and their impact on the development of children’s cognitive and speech functions

 
PIIS181570410019966-7-1
DOI10.54884/S181570410019966-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Institute of Special Pedagogy and Psychology named after Raoul Wallenberg
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Occupation: Teacher of the Department of German and Romance Languages
Affiliation: University of the Humanities and Social Sciences
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages73-80
Abstract

The article describes the phenomenon of modern childhood in terms of the influence of information technologies on the development of the cognitive and speech mechanisms as a result of the human interaction with new virtual environments of existence at various stages of ontogenesis, starting with toddlers and ending with early adolescence. It provides a brief overview of the data of domestic and foreign studies and an analysis of their results. An attempt is made to find a "golden mean", a balance of positive and negative effects of technology. The topic of natural and focused polylinguistic development is addressed. On these grounds, general recommendations are presented for the creation and organization of effective use of educational videos for children to enhance their lexical memory capacity and speech skills.

Keywordsinformation technologies, educational videos, hybrid environment, cognitive and speech development
Received04.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters13115
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Высокотехнологическое информационное общество динамично меняет условия формирования речевых и когнитивных функций человека, возникают новые феномены детства, один из которых можно определить как «цифровое детство» – особый культурно-психологический контекст развития современного ребенка. Информационные технологии становятся приоритетным инструментом освоения культуры. Линейным традиционным способам представления печатного текста дети предпочитают визуально ориентированный интерактивный контент. Таким образом, происходит смена способа восприятия ребенком информации со статического пассивного наблюдателя к активным вовлекающим формам интерактивного взаимодействия.
2 Еще в начале прошлого столетия Томас Эдисон уверенно предсказывал конец печатного века: «Школьные учебники скоро устареют. Ученики будут получать всю информацию через зрительные органы посредством движущихся картинок. Наша школьная система будет полностью изменена в течение десяти лет» [1]. По прошествии указанного десятилетия он продлил срок предсказания: «В группе из двенадцати человек я попросил учеников записать то, что они усвоили из картинок. Я был поражен, что такой сложный предмет как химия был понят ими достаточно глубоко посредством изображений. Те из них, которые не были поняты, я показывал снова и снова, пока у обучающихся не сложилась полная картина. Я думаю, что движущиеся картинки – это всего лишь начало, и, по моему мнению, в течение двадцати лет дети будут обучаться с их помощью, не используя печатные учебники» [2]. Если изобретатель ошибся с предсказанием сроков, то он был абсолютно прав насчет тенденций развития современного мира и его социокультурной трансформации.
3 Исследования и результаты. Эволюция информационного общества приводит к появлению новых сред существования. Реальность (физическая действительность) и виртуальность (цифровое измерение, киберпространство) рождают новое гибридное пространство, существующее на пересечении элементов первых двух [3]. Именно гибридное пространство является основной средой формирования и развития психофизиологических функций современного ребенка. При этом ребенок воспринимает существование такого пространства как данность и не рефлексирует при переходе из одной его части в другую. Например, реальная электронная игрушка домашнего питомца имеет интерактивное приложение для его кормления. Чтобы позаботиться о питомце, ребенок должен «накормить» его, используя экран гаджета. Виртуальная пища, в свою очередь, воспринимается малышом как реальный корм, поскольку игрушка физически реагирует на его получение (жует, урчит, издает довольные звуки). Виртуальное приготовление пищи, раскрашивание или конструирование дома становится привлекательнее реальных процессов. Видимая легкость при взаимодействии с виртуальной и гибридной средами приводит к изменению характера познавательной деятельности, развитию внутренних мыслительных функций и редукции внешних, диссонансу когнитивных и вербальных способностей. Специалисты отмечают увеличение количества детей с нелогопедическими формами заикания как следствие возрастающего объема визуальной информации и неспособности оперативно декодировать ее в вербальную форму в силу незрелости лингвистической системы ребенка на этапе становления речи. Возрастающий темп жизни, злоупотребление цифровыми технологиями, преобладание общения в системе «человек-машина» нарушают вербальное и эмоциональное взаимодействие ребенка с окружающей средой, с близкими и сверстниками, вызывая патологию общего недоразвития речи.

views: 340

Readers community rating: votes 0

1. Edison predicts film will replace teacher, books [Ehlektronnyj resurs] // Associated Press. May 15. 1923 URL:https://virginiachronicle.com/cgi-bin/virginia?a=d&d=HR19230518.2.11&e=-en-20--1--txt-txIN- (data obrascheniya: 28.11.2020).

2. Smith F. J. The evolution of the motion picture: VI – Looking into the future with Thomas A. Edison [Ehlektronnyj resurs] // New York Dramatic Mirror. July 9. 1913. 24, column 3 . URL: https://quoteinvestigator.com/2012/02/15/books-obsolete/ (data obrascheniya: 28.11.2020).

3. Koroleva N. N., Tseĭtlin S. N., Proekt Yu. L. Kognitivnoe i rechevoe razvitie rebenka v usloviyakh sovremennogo rossijskogo obschestva // Vestnik RGPU im. A. I. Gertsena. 2013. № 4. S. 91-98.

4. Pronin M.A. Slozhnost' cheloveka i ego izlecheniya: virtualistika i areteya // Innovatsionnaya slozhnost': sb-k/ red. I.N.Knyazeva.- SPb.: Aletejya, 2016. C. 355 – 400.

5. Soldatova G.U., Vishneva A. E. Osobennosti razvitiya kognitivnoj sfery u detej s raznoj onlajn-aktivnost'yu: est' li zolotaya seredina ? [Ehlektronnyj resurs] / FGBOU VO MGPPU, 2019 . URL: https://psyjournals.ru/files/108516/cpp_2019_n3_Soldatova_Vishneva.pdf (data obrascheniya: 11.08.2021).

6. Krcmar M. Can toddlers learn vocabulary from television? An Experimental Approach [Ehlektronnyj resurs] // Media Psychology. January. 2007. . URL: https://www.researchgate.net/publication/255659928_Can_Toddlers_Learn_Vocabulary_from_Television_An_Experimental_Approach (data obrascheniya: 13.08.2021).

7. Miller M. D. Minds online: Teaching effectively with technology // Harvard University Press. 2014. S. 81-104.

8. Alekhin A. N., Pul'tsina K. I. Vliyanie informatsionnykh tekhnologij na kognitivnoe razvitie detej [Ehlektronnyj resurs]: obzor sovremennykh issledovanij / RGPU im. A. I. Gertsena, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-tehnologiy-na-kognitivnoe-razvitie-detey-obzor-sovremennyh-issledovaniy/viewer (data obrascheniya: 08.08.2021).

9. Efremenko L. V., Samedova A. I. Bilingvizm i osobennosti ovladeniya inostrannymi yazykami u detej doshkol'nogo vozrasta [Ehlektronnyj resurs] // Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bilingvizm-i-osobennosti-ovladeniya-inostrannymi-yazykami-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (data obrascheniya: 10.08.2021).

10. Lewis H. Supporting the development of young children’s metacognition through the use of video-stimulated reflective dialogue Early Child Development and Care // 2019. V. 189. Pp. 1842 – 1858.

11. Neumann M., Herodotou C. Evaluating YouTube videos for young children // Education and Information Technologies. 2020. V. 25. Pp. 4459-4475.

Система Orphus

Loading...
Up