Вклад профессора С.Г. Вершловского в развитие идеи наставничества в системе образования

 
Код статьиS181570410019669-0-1
DOI10.54884/S181570410019669-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы148-151
Аннотация

В статье сделана попытка осмысления современной тенденции наставничества в системе образования и вклада профессора Семена Григорьевича Вершловского в теорию и практику его реализации. В работе обозначена проблема «научных дефицитов» в профессиональной деятельности педагогов и роли С.Г. Вершловского как наставника научной карьеры. В статье приведены примеры наставничества в области научной карьеры по  ряду научных направлений  профессиональной деятельности профессора С.Г. Вершловского : организация и деятельность школ- лабораторий в Санкт-Петербурге; развитие андрагогической науки; постдипломное педагогическое образование в контексте стратегии непрерывного образования; социально- педагогическое измерение современного образования.

Ключевые словапедагогическая наука, андрагогика, профессиональные дефициты, научные дефициты, наставничество, научная карьера
Получено11.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов8698
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В настоящее время проблема продвижения идеи наставничества возникла с новой силой, несмотря на то, что самой проблеме лет не мало. Еще в 80-х годах прошлого столетия вышла книга С.Г. Вершловского и А.И. Ходакова «Организация наставничества в трудовом коллективе» [7]. А в 1988 году настольной стала книга для учителя «Учитель – методист – наставник стажера» под редакцией С.Г. Вершловского. Один из параграфов книги так и называется – «Рядом с наставником» [9].
2 Прошло более 30 лет, прежде чем мы вновь возвращаемся к идее наставничества. Системный анализ наставничеству даёт М.В. Кларин в статье «Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века» [5].
3 М.В. Кларин отмечает, что в принятом речевом обиходе слово наставник – одновременно общеупотребительное понятие и термин, обозначающий роль сотрудника организации, который берет на себя ответственность за передачу опыта менее опытному сотруднику или стажеру. В международных компаниях часто употребляется слово «ментор» (от англ. mentor – наставник). Для второго участника отношений наставничества есть много названий. В их число входят как официальное (но не слишком практичное) обозначение «лицо, в отношении которого осуществляется наставничество», более короткие формальные обозначения – «наставляемый», «подопечный», «молодой специалист», «стажер», «интерн», так и неформальные, но употребляемые в практике – «новичок», «подшефный», «протеже» и т.д. В исследовании профориентационного наставничества отмечается: «Наставник ведет за собой, он должен быть погружен в ту среду, в ту деятельность, в которую вводит подшефного. Педагог в ряде случаев может оказаться теоретиком, коуч вообще не обязан быть просвещен в тех сферах, к свершению в которых он толкает клиента, его задача – мобилизовать внутренние резервы последнего и создать у него установку на активную деятельность по достижению своих целей. Наставник же в большинстве случаев должен являть собою ролевую модель, пример для воспитанника как в деятельности, декларируемой как основная для освоения под руководством наставника, так и в сферах, связанных с основной косвенно» [10, с. 40].
4 Наставничество используется в обучении/развитии разных категорий сотрудников и с различными целями:
  • со старшеклассниками – в целях профориентации;
  • со студентами-стажерами – для углубления профессионального образования и подготовки к возможной будущей профессиональной специализации;
  • с новыми сотрудниками – для решения задач их адаптации в компании, ускоренного освоения норм и требований, вхождения в полноценный рабочий режим;
  • с руководителями – для их подготовки к развитию управленческой карьеры, переходу на более высокие уровни управления. В этом случае часто употребляется обозначение «менторинг» (от англ. mentor – наставник) [5].

всего просмотров: 412

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев С.В., Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Самостоятельная работа слушателей в системе постдипломного образования: методическое пособие. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.– 41 с.

2. Вершловский С.Г. Лидеры образования и просвещения взрослых //Человек и образование. – 2014.– №3 (40).– С.155-158.

3. Вершловский С.Г. Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема: автореф. дис. … д-ра пед.наук (130001).– Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1974. – 39 с.

4. Интервью с профессором С.Г.Вершловским. Стандартизация, унификация, упрощение мышления…Школа – это фокус, в котором отображаются проблемы общества // Первое сентября. – 2014.– №11. – 11 июня.

5. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование.– 2016.– С.92-112

6. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. … канд.пед..наук (13.00.08). – М., 2007.

7. Вершловский С.Г., Ходаков А.И. Организация учебы наставников в трудовом коллективе. – М.: Профиздат, 1987. – 174 с. (Библиотечка наставника).

8. Педагогический словарь: Новейший этап развития терминологии / О.Б.Даутова, М.Г.Ермолаева, Е.Ю.Игнатьева, О.Н.Крылова, Н.Н.Суртаева, О.Н.Шилова, С.В.Христофоров; под общ.ред. О.Б.Даутовой. – СПб.: КАРО, 2020.– 328 с.

9. Учитель-методист – наставник стажера: книга для учителя / [С.Г. Вершловский и др.]; под ред. С.Г. Вершловского. – М.: Просвещение, 1988. – 141 с.

10. Родичев Н.Ф. Отечественный и зарубежный опыт профориентационно значимого наставничества // В кн .: Сборник лучших мировых технологий и практик по вопросам развития и управления талантами «Discovery of Talents / Открытие талантов / Cлтлелр ачылышы». Профессиональное самоопределение / Под общ. ред. С.С. Гиля, М.А. Сикорской-Декановой – Казань, 2015. – 242 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх