Методология обеспечения преемственности результатов различных уровней профессионального педагогического образования

 
Код статьиS181570410018636-4-1
DOI10.54884/S181570410018636-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор Института педагогики и психологии
Аффилиация: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Адрес: Российская Федерация, Ярославль
Должность: Начальник учебно-методического управления
Аффилиация: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Адрес: Российская Федерация, Ярославль
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы94-104
Аннотация

Актуальность темы исследования определяется необходимостью применения принципов последовательности и преемственности в подготовке педагогических кадров. Система непрерывного педагогического образования не может эффективно функционировать без определения ценностных ориентиров для каждой ступени педагогического образования в отношении профессионально значимых качеств, смыслов и ценностей, которыми обладают студенты и преподаватели. Цель статьи – обоснование методологии последовательности и непрерывности педагогического образования. На основе методологии системогенеза профессиональной деятельности, по итогам анализа профессиональных и образовательных стандартов, сформирован перечень ориентиров, определяющих ценностно-смысловую основу педагогической деятельности. С помощью разработанного авторами опросника и модифицированного MAST-теста собраны эмпирические данные, свидетельствующие о единой системе ценностей, но неравномерном проявлении ценностных ориентиров, формируемых на разных уровнях образования (педагогические классы, педагогические колледжи, университеты, постдипломное образование). На основе проведенного анализа выделены универсальные педагогические компетенции, позволяющие педагогу на любом уровне его профессионализации эффективно осваивать педагогическую деятельность, осознанно подходить к выполнению трудовых функций, решать широкий диапазон задач профессиональной деятельности по обучению, воспитанию и развитию обучающегося, проектированию образовательной среды и взаимодействию со всеми субъектами образовательного процесса. Определены индикаторы формирования универсальных педагогических компетенций для каждого уровня подготовки педагога.

Ключевые слованепрерывное педагогическое образование; профессиональные стандарты; образовательные стандарты; ценностные ориентиры, универсальные педагогические компетенции
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Научное обоснование и выработка методологии обеспечения преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров».
Получено16.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов26645
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием методологии и реально действующих практик обеспечения преемственности образовательных программ на разных этапах подготовки педагогических кадров. Формирование целостности и единства образовательного пространства в настоящее время является одним из ключевых направлений государственной образовательной политики в Российской Федерации, без этого достижение цели вхождения России в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования представляется проблематичным. Важнейшим элементом российского образовательного пространства является пространство педагогических кадров. Ключевым механизмом формирования единого образовательного пространства подготовки педагогических работников является обеспечение непрерывности педагогического образования. Вместе с тем следует признать, что существующие на региональном и федеральном уровне практики обеспечения непрерывности педагогического образования не могут быть квалифицированы как единое образовательное пространство. Констатируем наличие лишь отдельных его элементов, зачастую не связанных друг с другом.
2 Ключевой проблемой, решаемой в ходе исследования, является отсутствие методологии и реально действующих практик обеспечения преемственности образовательных программ на разных этапах подготовки педагогических кадров. Главной идеей по решению данной проблемы видится построение методологии преемственности и непрерывности педагогического образования на понимании роли педагога как ключевой фигуры для обеспечения качества образования и для будущего развития страны, что актуализирует применение ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений России.
3 Методы исследования. Ценностно-смысловой подход к обеспечению преемственности и непрерывности педагогического образования базируется на концепции системогенеза, определяющей системообразующим фактором любой деятельности вектор «мотив – цель» [1, с. 54]. В исследовании показано, что реальная связь профессиональных целей и мотивов может быть реализована в ценностно-смысловых ориентирах, имеющих ценность и личностный смысл для субъекта деятельности [2, с. 97]. Именно на единых представлениях о ценностно-смысловой основе строится преемственность педагогического образования на всех его уровнях и профессиональной педагогической деятельности.
4 Компаративный анализ федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих результаты процесса подготовки педагога, и профессиональных стандартов, фиксирующих базовые требования к профессии, анализ результатов фокус-групп с действующими педагогами и студентами, получающими педагогическое образование, позволили выделить перечень ценностей, составляющих ценностно-смысловую основу педагогической деятельности, и базовые ориентиры педагогической профессии. На основе анализа ценностно-смысловой структуры педагогической профессии [3, с.9], дифференцированы данные ориентиры на ценности-цели и ценности-средства.

всего просмотров: 362

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: моногр.: в 4 т. – М.: Изд. дом РАО; Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2017. Т. I. Системогенез профессиональной и учебной деятельности / В. Д. Шадриков. – 326 с.

2. Ансимова Н.П., Тарханова И.Ю. Системогенез педагогической деятельности как методология обеспечения преемственности результатов различных уровней подготов-ки педагога // Педагогика. 2021. Том 85. № 5. с. 97-104.

3. Ходырев А.М., Данилова Л.Н., Ледовская Т.В. и др. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. 2020. Т. 26. № 4. С. 5-13.

4. Зритнева Е.И., Клушина Н.П., Лобейко Ю.А. Непрерывное образование в педагогической деятельности: теоретико-методологические аспекты исследования // Гу-манитарные и социальные науки. 2020. № 1. С. 207-217.

5. Скударева Г. Н. Теоретико-методологические основы непрерывного педаго-гического образования: довузовский компонент // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. №. 191. С. 160-168.

6. Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования // Обра-зование и наука. 2020. Т. 22. №. 3. С. 36-54.

7. Ледовская Т. В., Солынин Н.Э. Основные подходы к оценке результатов освоения основных образовательных программ студентами вуза // Ярославский педагоги-ческий вестник. Научный журнал. 2019. № 1. С. 49-55.

8. Мухамедов Г.И., Ходжамкулов Ю.Н., Шофкоров А.М. и др. Кластер педаго-гического образования: содержание и форма // Теоретическая и прикладная наука. 2020. №01 (81). С. 250-257.

9. Cañadas L.(2021) Contribution of formative assessment for developing teaching competences in teacher education. European Journal of Teacher Education. р. 1-17.

10. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2003. 192 с.

11. Duffin, L. C., Brian, F. F., Helen, P. (2012) The Teachers' Sense of Efficacy Scale: Confirming the factor structure with beginning pre-service teachers. Teaching and teacher Education, Volume 28. Issue 6, рр.827-834.

12. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008. 391 с.

13. Ainley, J., Carstens, R. Teaching and Learning International Survey (TALIS) 2018 Conceptual Framework. OECD Education Working Papers, No. 187, OECD Publishing, Paris. Рр. 232-241.

14. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Профессиональное самоопределение и профес-сиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 1. С. 84-112.

15. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 1. С. 202-230.

16. Zeer, E. F., Tretyakova, V. S., Kurochina, I. A., Bukovei, T. D., & Beresneva, T. V. (2019). Teacher’s competitiveness at different stages of professional development. Humanities & Social Sciences Reviews, Volume 7(4), рр. 1108-1119.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх