Размышления об “антропологии времени” и режимах темпоральности: реплики к дискуссии

 
Код статьиS086954150017937-0-1
DOI10.31857/S086954150017937-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Аффилиация: Мюнхенский центр исследования технологий в обществе, Мюнхенский технический университет
Адрес: Германия, Munich
Аффилиация: АНООВО “Европейский университет в Санкт-Петербурге”
Адрес: ул. Гагаринская 6/1а, Санкт-Петербург, 191187, Россия
Аффилиация: Ведущий научный сотрудник Института проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН.
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Российский этнографический музей
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный психолого-педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы104-128
Аннотация

Данный форум представляет собой дискуссионные реплики коллег в ответ на статью Н.В. Ссорина-Чайкова “Антропология времени: очерк истории и современности”. Авторы рассматривают основные положения статьи, указывают на возможные направления развития ее аргументации – особенно в области темпоральной множественности – а также подвергают критическому анализу ряд ее постулатов. Таким образом, дискуссия дополняет обзор истории и современного состояния антропологии времени, включая исследования постсоветской и постколониальной антропологии и исследования глобализации западного времени и проблематики темпоральности антропоцена. Дискуссия завершается ответом Н.В. Ссорина-Чайкова на данные реплики.

Ключевые словаантропология времени, темпоральность, сингулярность, множественность, история антропологии, антропологическая теория
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский фонд фундаментальных исследований [проект № 19-09-00126 “Личность и коллектив в провинциальной России: трансформации культуры и исторической памяти”; проект № 18-05-60108 “Арктические связи: люди и инфраструктуры”]; мероприятие № 4 “Человек в Арктике: изучение гуманитарных аспектов комплексного социально-экономического развития арктических территорий Западно-Сибирского региона” Западно-Сибирского межрегионального НОЦ; German Research Foundation DFG [No. 410412406 (D-A-CH)]
Дата публикации23.12.2021
Кол-во символов64894
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ГИБРИДНАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И РИТМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

2 © М.Г. Агапов
3

Описывая концепции времени нуэров, Эдуард Эванс-Притчард различает структурное и экологическое время. Первое указывает на происходящие в определенной последовательности события, связанные с отношениями нуэров друг с другом в социальной структуре, а второе – на события, связанные с их отношениями с окружающей средой. Николай Ссорин-Чайков в свою очередь показывает, как они взаимосвязаны в “отношения обмена” между ними на ряде примеров, в том числе и из собственной полевой работы (см. также Ssorin-Chaikov 2000; 2003; 2016; 2017). Этот аспект обсуждаемой работы представляется мне наиболее интересным.

4

С момента публикации классических трудов Дюркгейма и Мосса экологическое время считалось временем “архаических” и “традиционных” обществ. Но как справедливо замечает Тим Ингольд, оспаривая предложенное Э. Томпсоном различение проблемно-ориентированного экологического и временно-ориентированного искусственного (часового) времени, на фундаментальном уровне современные люди остаются такими же проблемно ориентированными, как и люди архаичных обществ (Ingold 2000: 323–338). Работы современных авторов показывают высокую продуктивность концепта экологического времени для понимания сложносоставной темпоральности нашего высокотехнологичного мира (Ingold 2000; Петряшин 2017; Гончаров 2019; Карасева, Момзикова 2019). Более того, Ссорин-Чайков рассматривает экологическое время как основополагающее для “глубокого времени” и антропоцена.

5

Обсуждаемая статья подтолкнула меня к размышлениям о “гибридности” времени. Поясню это понятие, но начну с пространственного фактора. Эванс-Притчард указывал, что ритмы экологического времени точнее всего определяются по тем явлениям, от которых зависит передвижение людей (Evans-Pritchard 1940). Рассмотрим это при помощи моих полевых наблюдений на Обском севере в 2019 г. Предметом моего исследования были плавучие магазины (плавмагазины, далее ПМ). В период нефтегазового освоения севера Западной Сибири типовые самоходные ПМ широко применялись для снабжения геологов, нефтяников, газовиков и строителей (Соколова 2017). “Золотой век” ПМ пришелся на середину 1990-х – начало нулевых, когда платежеспособность и потребительский спрос населения северных территорий уже заметно возросли, но слабая транспортная инфраструктура еще не могла обеспечить поступление товаров в требуемом объеме. В этих условиях ПМ оказались чрезвычайно прибыльным бизнесом. Им занялись предприниматели из портовых городов южной части Обского бассейна – Тобольска, Тюмени, Омска, Томска. Сегодня ПМ – это уже уходящая натура. Их число заметно сократилось к середине 2010-х гг., когда наземные пути сообщения дотянулись до большинства населенных пунктов Средней и Нижней Оби, в некоторые из которых пришли крупные торговые сети.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1037

Оценка читателей: голосов 0

1. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

2. Бевернаж Б. Аллохронизм, равенство во времени и современность: критика проекта радикальной современности Йоханнеса Фабиана и доводы в пользу новой политики времени // Социология власти. 2016. № 2. С. 174–202.

3. Васильева З.С. По следам форума: коллективные проекты в социальных науках // Антропологический форум. 2020. № 45. С. 189–214.

4. Васильева З.С., Касаткина А.К., Хандожко Р.И. Сотрудничество как прием: этнография авторизации транскриптов // Новое время, новое поле: меняющийся мир качественных исследований и новые технологии / Отв ред. О. Звонарева, А. Контарева, Е. Попова. СПб.: Алетейя, 2021. С. 402–433.

5. Головнев А.В. Скорость в антропологии движения // Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. С. 57–78.

6. Гончаров Н.С. Элементы деятельности: места, движения, ритмы и ресурсы // Кунсткамера. 2019. № 4. С. 220–231.

7. Давыдов В.Н. Стратегии использования пространства и режимы автономности: отношения эвенков и государства на Северном Байкале // Этнография. 2018. № 2. С. 46–48.

8. Истомин К.В. «Только трусливый плутает»: страх, беспокойство и ориентация в пространстве у оленеводов – ненцев и коми // Этнография. 2018. № 2. С. 67–83.

9. Карасева А.И., Момзикова М.П. Часовые пояса и синхронные телекоммуникации: незаметная работа по темпоральной координации у горожан Дальнего Востока России // Этнографическое обозрение. 2019. № 3. С. 42–61.

10. Контарева А.Ю., Масальская А.И., Земнухова Л.В. Локальное время мирового ИТ: о восприятии времени русскими программистами в России и за рубежом  // Этнографическое обозрение. 2019. № 3. С. 62–79.

11. Лефевр Α. Производство пространства. М.: Strelka Press, 2015.

12. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005.

13. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. М.: ACT: Астрель, 2012.

14. Мельникова Е.А. Биографии переезда из города в деревню и риторика самотрансформации в современной России // Этнографическое обозрение. 2020. № 6. С. 88–105.

15. Петряшин C. Модернизация сельского времени: ориентация по небесным светилам и часам // Антропологический форум. 2017. № 34. С. 156–178.

16. Сирина А.А. Эвенки и эвены в современном мире: самосознание, природопользование, мировоззрение. М.: Восточная литература, 2012.

17. Соколова З.П. Советский магазин: торговля и алкоголь на Обском севере (коренное население в 1950–1980 гг.) // Этнографическое обозрение. 2017. № 1. С. 97–108.

18. Adam B. Timewatch: the social analysis of time. Cambridge: Polity Press, 1995.

19. Adam B. Timescapes of modernity: the environment and invisible hazards. L. and N.Y.: Routledge, 1998.

20. Anderson B., Adey P. Affect and Security: Exercising Emergency in “UK Civil Contingencies” // Environment and Planning D: Society and Space. 2011. No. 29. P. 1092–1109. https://doi.org/10.1068/d14110

21. Appadurai A. 1991 Global ethnoscapes: notes and queries for a transnational anthropology // Recapturing anthropology: working in the present / Ed. R.G. Fox. Santa Fe, NM: The School of American Research, 1991. P. 191–210.

22. Barak O. On Time: Technology and Temporality in Modern Egypt. Berkeley: University of California Press, 2013.

23. Bear L. 3 For labour: Ajeet’s accident and the ethics of technological fixes in time // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2014. No. 20. P. 71–88. https://doi.org/10.1111/1467-9655.12094

24. Bear L. Time as Technique // Annual Review of Anthropology. 2016. No. 45. Р. 487–502. https://doi.org/10.1146/annurev-anthro-102313-030159

25. Birth K.K. Trinidadian times: temporal dependency and temporal flexibility on the margins of industrial capitalism // Anthropological quarterly. 1996. No. 2. P. 79–89. https://doi.org/10.2307/3318035

26. Birth K.K. Objects of time: How things shape temporality. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2012.

27. Calhoun C. The idea of Emergency: Humanitarian Action and Global Disorder // Contemporary States of Emergency: The Politics of Military and Humanitarian Intervention / Eds. D. Fassin, M. Pandolfi. N.Y.: Zone Books, 2010. P. 29–59.

28. Estalella A., Sánchez Criado T. (eds.) Experimental Collaborations: Ethnography Through Fieldwork Devices. Berghahn Books, 2018.

29. Evans-Pritchard E.E. The Nuer: A Description of the Modes of Livelihood and Political Institutions of a Nilotic People. Oxford: Clarendon Press, 1940.

30. Fabian J. Time and the Other: How Anthropology Makes its Object. N.Y.: Columbia University Press, 1983.

31. Fassin D. Humanitarianism as a Politics of Life // Public Culture. 2007. No. 3. P. 499–520. https://doi.org/10.1215/08992363-2007-007

32. Felt U. Under the Shadow of Time: Where Indicators and Academic Values Meet // Engaging Science Technology and Society. 2017. No. 3. P. 53–63. https://doi.org/10.17351/ests2017.109

33. Gell A. The Anthropology of Time: Cultural Construction of Temporal Images and Maps. Oxford: Berg, 1992.

34. Giddens A. Central Problems in Social Theory: Action, structure and contradiction in social analysis. Berkeley: University of California Press, 1979.

35. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press, 1981.

36. Glennie P., Thrift N. Shaping the Day: A History of Timekeeping in England and Wales 1300–1800. Oxford: Oxford University Press, 2009.

37. Harvey D. The Condition of Postmodernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change. Oxford: Blackwell, 1989.

38. Ingold T. The Perception of the Environment: Essays on Livelihood, Dwelling and Skill. L.: Routledge, 2000.

39. Lefebvre H. Rhythmanalysis: Space, Time and Everyday Life. N.Y.: Continuum, 1996.

40. Moran C. Time as a social practice // Time and Society. 2015. No. 3. Р. 283–303. https://doi.org/10.1177/0961463X13478051

41. Perry R.W. What Is a Disaster? // Handbook of Disaster Research / Eds. H. Rodríguez, R. R. Dynes, E.L. Quarantelli. 1st ed. N.Y.: Springer. 2007. P. 1–16.

42. Soto Bermant L., Ssorin-Chaikov N. Introduction: Urgent Anthropological Covid-19 Forum // Social Anthropology. 2020. No. 2. Р. 218–220. https://doi.org/10.1111/1469-8676.12901

43. Ssorin-Chaikov N. Bear Skins and Macaroni: The Social Life of Things At the Margins of a Siberian State Collective // The Vanishing Rouble: Barter Networks and Non-Monetary Transactions in Post-Soviet Societies / Ed. P. Seabright. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 345–361. https://doi.org/10.1017/CBO9780511720628.015

44. Ssorin-Chaikov N. On Heterochrony: Birthday Gifts to Stalin, 1949 // Journal of Royal Anthropological Institute. 2006. No. 2. С. 355–375. https://doi.org/10.1111/j.1467-9655.2006.00295.x.

45. Ssorin-Chaikov N. Soviet Debris: Failure and the Poetics of Unfinished Construction in Northern Siberia // Social Research: An International Quarterly. 2016. No. 3. P. 689–721. https://muse.jhu.edu/article/639862/summary

46. Ssorin-Chaikov N. Two Lenins: A Brief Anthropology of Time. Chicago: HAU Books, 2017.

47. Ssorin-Chaikov N. Reassembling History and Anthropology in Russian Anthropology: Part I // Social Anthropology. 2019. No. 2. P. 320–335. https://doi.org/10.1111/1469-8676.12628

48. Ssorin-Chaikov N. Reassembling History and Anthropology in Russian Anthropology: Part II // Social Anthropology. 2019. No. 2. P. 336–351. https://doi.org/10.1111/1469-8676.12627

49. Ssorin-Chaikov N. Rethinking Performativity: Ethnographic Conceptualism // Journal of Cultural Economy. 2020. No. 6. P. 672–689. https://doi.org/10.1080/17530350.2019.1708779

50. Stallings R.A. Disaster and the Theory of Social Order // What Is a Disaster? Perspectives on the Question / Eds. E. Quarantelli, R. Perry. L.: Routlege. 1998. P. 127–146.

51. Stern P. Upside-down and backwards: Time discipline in a Canadian Inuit town // Anthropologica. 2003. No. 1. P. 147–161. https://doi.org/10.2307/25606121

52. Thompson E.P. Time, Work-discipline, and Industrial Capitalism // Past and Present. 1967. No. 1. P. 56–97.

53. Urry J. Sociology beyond Societies: Mobilities for the Twenty-first Century. L.: Routledge, 2000.

54. Ylijoki O.-H. Projectification and Conflicting Temporalities in Academic Knowledge Production // Theory of Science. 2016. No. 1. P. 7–26. https://teorievedy.flu.cas.cz/index.php/tv/article/view/331

Система Orphus

Загрузка...
Вверх