Память до востребования: еврейское прошлое в современном Глубоком

 
Код статьиS086954150016706-6-1
DOI10.31857/S086954150016706-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Европейский университет в Санкт-Петербурге
Адрес: ул. Гагаринская 3, Санкт-Петербург, 191187, Россия
Аффилиация: Европейский университет в Санкт-Петербурге
Адрес: ул. Гагаринская 3, Санкт-Петербург, 191187, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№4
Страницы139-156
Аннотация

Авторы статьи рассматривают, как в современном белорусском городе Глубокое функционирует память о еврейском прошлом – контексты ее производства и потребления, ключевые акторы, формы и механизмы. В качестве кейсов представлены два сюжета – восстановление старого еврейского кладбища приезжими активистами и установка памятника известному уроженцу Элиэзеру Бен-Иегуде. Анализ этих случаев позволяет говорить о существовании отдельных репрезентаций еврейского прошлого в локальном знании и отсутствии запроса на цельный нарратив о еврейском Глубоком со стороны как местных групп, так и внешних акторов. С одной стороны, память о еврейском прошлом не является обязательным элементом в локальном контексте, а с другой стороны – пользуется окказиональной востребованностью.

Ключевые словапамять, город, локальная история, еврейское местечко, мемориальные практики, брендинг города, еврейское кладбище, Глубокое, Бен-Иегуда
Получено28.09.2021
Дата публикации28.09.2021
Кол-во символов49648
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Глубокое – небольшой город в Витебской обл. Республики Беларусь с населением 19 тысяч человек (2020 г.). До 1939 г., когда территория Дисненского повета была присоединена к СССР, местечко Глубокое находилось в составе Польши. В начале ХХ в. евреи составляли здесь около двух третей населения, а перед войной – около половины (Копченова 2017). Во время германской оккупации на территории Глубокого было создано большое еврейское гетто, оказавшее сопротивление и полностью уничтоженное нацистами в августе 1943 г. После войны из немногих выживших не все вернулись в Глубокое, некоторые оказались заграницей. Город стали заселять новые жители, переезжавшие в основном из деревень Глубокского и соседних районов.
2 В 2015 г. в Глубоком прошла полевая школа-экспедиция центра “Сэфер”1, в составе которой, помимо эпиграфистов, работали фольклористы и этнографы, проводившие интервью с горожанами, в основном пожилого возраста. Исследователи фокусировались на традиционных представлениях жителей нееврейского происхождения о евреях, об их повседневной и ритуальной жизни. В предисловии к изданному вскоре после экспедиции сборнику статей и материалов Ольга Белова и Ирина Копченова пишут: “После войны Глубокое разделило судьбу многих еврейских местечек, где замерла еврейская жизнь. Однако память о еврейском прошлом Глубокого сохранили многие местные жители, щедро делившиеся воспоминаниями с участниками экспедиции…” (Там же: 10). 1. Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “Сэфер” с 2004 г. проводит учебно-научные школы-экспедиции по изучению культурного наследия евреев Восточной Европы. См. издания, в которых опубликованы исследования на материалах экспедиций, на странице центра “Сэфер”: >>>>
3 В экспедиции и в сборнике принимал участие один из авторов этих строк (Савина 2017), и из богатого архива “Сэфера”, к которому нам любезно предоставили свободный доступ, многое очень пригодилось в наших изысканиях. В то же время сам замысел настоящей статьи вырос из критических размышлений об этом материале и стоящем за ним подходе к изучению локальной памяти. Речь не о том, что информанты двигались навстречу фокусированному интересу ученых и намеренно “сгущали еврейские краски” в своих повествованиях (анализ подобного казуса см.: [Петров 2015]). Главным образом нас занимал вопрос о том, что дают, а чего не дают колоритные устные мемуары для понимания того, что и как происходит сейчас в Глубоком с памятью о еврейском прошлом. Существует ли эта память исключительно на уровне индивидуальных воспоминаний или выходит в публичную сферу, и если выходит, то в чем это выражается и какие институты в этом участвуют?
4 С намерением разобраться в актуальных режимах и формах существования еврейской памяти в городе, разделившем судьбу многих еврейских местечек, мы поехали в Глубокое в 2019 г. Разговаривая с информантами, среди которых были как локальные эксперты (журналисты, экскурсоводы, краеведы), так и другие жители города разных возрастов и профессий, мы намеренно не фокусировались на еврейской теме2. Мы расспрашивали собеседников о современном городе – о его пространстве, истории и местных культурных особенностях, об экономических, социальных и иных процессах; посещали культурные учреждения, военные мемориалы, городские парки и другие объекты; ходили на экскурсии по городу и по музею – как институционально организованные, так и проведенные знатоками города специально по нашей просьбе. Материалы этих разговоров и наблюдений, наряду с записями интервью 2015 г. и публикациями о локальных сюжетах в местной прессе и других СМИ, легли в основу настоящей статьи. 2. Исключение составили интервью с Татьяной Саулич и Маргаритой Коженевской, с которыми мы разговаривали как с экспертами, чья профессиональная деятельность связана с еврейской историей Глубокого.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 847

Оценка читателей: голосов 0

1. Плавінскі 2013 – Плавінскі Г. Глыбоцкі пантэон памяці // Интэрнэт-газета Westki.info. 2013. 31 января. http://www.westki.info/blogs/14242/glybocki-panteon-pamyaci?taxonomy_vocabulary_2_tid=All&taxonomy_vocabulary_4_tid=All&page=4 (дата обращения: 13.06.2020; к моменту публикации настоящей статьи газета Westki.info перестала существовать).

2. ПМ 1 – Полевые материалы из архива центра “Сэфер”, г. Глубокое, Республика Беларусь, август 2015 г. Экспертное интервью: Геннадий Плавинский, 1938 г.р., краевед и публицист. Информанты: Лидия, 1946 г.р., журналистка; Людмила, 1937 г.р., разнорабочая; Нина, 1923 г.р., сотрудница районного финансового отдела; Валентина, 1946 г.р., ветеринарный врач.

3. ПМ 2 – Полевые материалы авторов в г. Глубокое, Республика Беларусь, апрель 2019 г. Экспертные интервью: Маргарита Коженевская, 1988 г.р., историк, научный сотрудник Глубокского историко-этнографического музея (2017‒2019); Татьяна Саулич, 1953 г.р., заместитель председателя Глубокского райисполкома (1985‒2000). Информанты: Ольга, 1980 г.р., горничная; Екатерина, 1990 г.р., хозяйка гостиницы; Петр, 1978 г.р., врач. Экскурсии: «Глубокое – “Вишневая столица”» с профессиональным экскурсоводом; квест-экскурсия “Знаток Глубокского края” с экскурсоводом-любителем, местным краеведом (обе – в рамках ежегодного республиканского фестиваля “Фест экскурсоводов”); прогулка-экскурсия по Глубокому с местным краеведом и журналистом.

4. Раковский 1927 – Раковский Л.И. Зеленая Америка: повести и рассказы. Л.: Прибой, 1927.

5. Сабалеўскi 2000 – Сабалеўскi А. Уступ // Зеленая Америка / Л.И. Раковский. Минск: [Б.и.], 2000. С. 3.

6. Шульман б.г. – Шульман А. Зеленая Америка: из книги “Километры еврейской истории” // Мишпоха: международный еврейский журнал. http://mishpoha.org/pamyat/260-zeljonaya-amerika (дата обращения: 13.06.2020).

7. Алексеевский М.Д. и др. Материалы к “Словарю локального текста Могилева-Подольского” // Антропологический форум. 2008а. № 8. С. 419–445.

8. Алексеевский М.Д. и др. Словарь локального текста как метод описания городской культурной традиции (на примере Могилева-Подольского) // Штетл, ХХI век: полевые исследования / Сост. В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008б. С. 186–215.

9. Амосова С.Н., Каспина М.М. Детские воспоминания о праздниках: евреи и славяне о Пуриме // Лехаим. 2010а. № 2. С. 36–41.

10. Амосова С.Н., Каспина М.М. Детские воспоминания о праздниках: евреи и славяне о Песахе // Лехаим. 2010б. № 3. С. 33–39.

11. Амосова С.Н., Николаева С.В. Сны об умерших в еврейской и славянской традициях (на материале экспедиций в г. Тульчин (Винницкая обл., Украина) и г. Балта (Одесская обл., Украина)) // Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Институт славяноведения РАН, 2006. С. 93–114.

12. Водолажская Т. (ред.) Игра в города: по материалам экспедиций в малые города Беларуси. Минск: И.П. Логвинов, 2009.

13. Дымшиц В.А. (ред.) История евреев на Украине и в Белоруссии. Экспедиции. Памятники. Находки. СПб.: Петербургский еврейский ун-т, 1994. (Труды по иудаике. Сер. “История и этнография”. Вып. 2.)

14. Копченова И. (ред.) Глубокое: память о еврейском местечке. М.: Центр “Сэфер”, 2017.

15. Куприянов П.С. Исторический персонаж как локальный бренд, или сказочная история Дуняши Стрешневой // Воображаемая территория: от локальной идентичности до бренда / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров. М.: Форум; Неолит, 2018. С. 107–133.

16. Лукин В., Соколова А., Хаймович Б. (сост.) Сто еврейских местечек Украины: исторический путеводитель. Вып. 2: Подолия. СПб.: А. Гершт, 2000.

17. Лукин В., Хаймович Б. (сост.) Сто еврейских местечек Украины: исторический путеводитель. Вып. 1: Подолия. Иерусалим; СПб.: Эзро, 1997.

18. Львов А.Л. Штетл в XXI в. и этнография постсоветского еврейства // Штетл, XXI век: полевые исследования / Сост. В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. С. 9–26.

19. Мельникова Е. Финские кладбища в России: кросс-граничные группы памяти и новый моральный порядок // Антропологический форум. 2019. № 43. С. 11–40. https:// doi.org/10.31250/1815-8870-2019-15-43-11-40

20. Петров Н. «На меня всё говорят: “Ты на яурейку похожа”»: индивидуальное интервью в системе знаний о традиции // Лепель: память о еврейском местечке / Отв. ред. С. Амосова. М.: Центр “Сэфер”, 2015. С. 68–80.

21. Савина Н. Заметки о локальном тексте Глубокого // Глубокое: память о еврейском местечке / Отв. ред. И. Копченова. М.: Центр “Сэфер”, 2017. С. 153–176.

22. Соколова А. Еврейские местечки памяти: локализация штетла // Штетл, ХХI век: полевые исследования / Сост. В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. С. 29–64.

23. Aguilar P. Agents of Memory: Spanish Civil War Veterans and Disabled Soldiers // War and Remembrance in the Twentieth Century (Studies in the Social and Cultural History of Modern Warfare) / Eds. J. Winter, E. Sivan. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 84‒103.

24. Birtwistle M. Genealogy Tourism: The Scottish Market Opportunities // Niche Tourism: Contemporary Issues, Trends and Cases / Ed. M. Novelli. L.: Routledge, 2005. P. 59–72.

25. Gantner E.B., Kovács M. The Constructed Jew. A Pragmatic Approach for Defining a Collective Central European Image of Jews // Jewish Space in Central and Eastern Europe. Day-to-Day History / Eds. J. Šiaučiūnaite-Verbickienė, L. Lempertienė. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2007. P. 211–224.

26. Hansen-Glucklich J. Holocaust Memory Reframed: Museums and the Challenges of Representation. New Brunswick: Rutgers University Press, 2014.

27. Leite N. Materializing Absence: Tourists, Surrogates, and the Making of “Jewish Portugal” // Things That Move: The Material Worlds of Tourism and Travel / Ed. M. Robinson. Leeds: Centre for Tourism and Cultural Change, 2007. P. 1–21.

28. Levin I., Lenz C. The Holocaust as Active Memory: The Past in the Present. L.: Taylor & Francis Group, 2013.

29. McCain G., Ray N.M. Legacy Tourism: The Search for Personal Meaning in Heritage Travel // Tourism Management. 2003. No. 24 (6). P. 713–717.

30. Nora P. Between Memory and History: Les Lieux De Mémoire // Representations. 1989. No. 26. P. 7–24.

31. Sandri O. City Heritage Tourism without Heirs: A Comparative Study of Jewish-Themed Tourism in Krakow and Vilnius // Cybergeo: European Journal of Geography. 2013. Document 646. https://doi.org/10.4000/cybergeo.25934

32. Veidlinger J. In the Shadow of the Shtetl. Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 2013.

33. Waligórska M. Ben-Yehudah – the Belorussian Hero: Jewish Heritage and the New Belorussian National Identity Project // Perspectives: The Magazine of the Association for Jewish Studies. 2014. Spring. http://perspectives.ajsnet.org/the-land-issue-spring-2014/ben-yehudah-the-belorussian-hero-jewish-heritage-and-the-new-belorussian-national-identity-project/ (дата обращения: 13.06.2020).

34. Waligórska M. Jewish Heritage and the New Belarusian National Identity Project // East European Politics and Societies and Cultures. 2016. No. 30 (2). P. 332–359. https://doi.org/10.1177/0888325415577861

35. Zborowski M., Herzog E. Life Is with People. The Culture of the Shtetl. N.Y.: Schocken Books, 1952.

36. Zukin Sh. The Cultures of Cities. Cambridge: Blackwell, 1995.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх