Противогосударственные политики в сирийской революции: пример освобожденных зон

 
Код статьиS086954150014806-6-1
DOI10.31857/S086954150014806-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Университет Париж 8
Адрес: Франция
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы45-60
Аннотация

В статье рассматриваются политический дискурс и практики революции в момент краха государственной монополии на физическое насилие в Сирии в 2011–2017 гг. На основе двух полевых исследований на сирийско-турецкой границе, а также серии интервью с боевиками Сирийской свободной армии и бывшими жителями освобожденных зон мы обратимся к вопросу о том, что отличает политику революционных событий от управленческих практик, рождающихся в ходе гражданской войны. Так, мы проанализируем природу революционного джихада в сравнении с джихадом “Исламского государства”. Мы проверим гипотезу о том, что жители освобожденных зон используют альтернативные административные структуры, а главное – мобилизуют символические религиозные ценности, присущие революционному сообществу, для поддержания общественного порядка и предотвращения “войны всех против всех”. Этот неписаный порядок не поддается ни бюрократизации, ни монополизации, несмотря на формирование таких институций, как полиция и суды, которые могут показаться национально-государственными. Революционные “организации” действуют как инструменты, созданные самим населением для смягчения методов управления сирийского режима, “Исламского государства”, а также противодействия попыткам установления власти, которая угрожает революционному пространству изнутри.

Ключевые словагосударство, революция, освобожденные зоны, джихад, Свободная сирийская армия, Исламское государство, управляемость, детерриториализация, война
Дата публикации26.06.2021
Кол-во символов50388
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Цель этой статьи – обобщить результаты полевого исследования организации общественной жизни в “освобожденных зонах”1 во время сирийской революции, зародившейся на волне “арабской весны” 2011 г. Наша работа началась с серии интервью с сирийскими боевиками, поселившимися во Франции, затем продолжилась в ходе двух поездок, совершенных в 2016 и 2017 гг. совместно с социологом Х. Эсмили из парижской Высшей школы социальных исследований на турецко-сирийскую границу (в частности, в города Килис, Газиантеп, Рейханлы, Антакья). Во время этих двух поездок мы встречались с боевиками Сирийской свободной армии (ССА) и других революционных формирований, с ранеными, находящимися в “домах для выздоравливающих” в приграничной зоне, а также с бывшими жителями “освобожденных зон”. 1. В русскоязычных источниках употребляется термин “освобожденные территории”, но автор сознательно использует слово “зоны”, ни разу не назвав их “территориями”, чтобы подчеркнуть принципиальную антигосударственность сирийской революции, проявляющуюся в т.ч. в отказе от территориализации (прим. пер.).
2 Мы хотели бы разобраться, каким образом множественные субъективности людей, вовлеченных в борьбу с политическим режимом, после освобождения от однородных и легитимных национально-государственных рамок образуют некий общественный порядок.
3 Под “созданием общественного порядка в условиях революции” я понимаю социологически наблюдаемый в ситуации распада государственной монополии на физическое насилие факт. Речь идет о временном и переходном гражданском мире, царящем между людьми, живущими в революционной ситуации, когда отсутствуют институты представительства и монополия на “правоту” (Bourdieu 2012), а также контроль над оружием. Каким образом вооруженные группировки и гражданское население существуют в условиях децентрализации и двойного использования насилия: с одной стороны, вооруженного джихада против режима, с другой – внутренней борьбы с попытками установления нового политического института, который, как в данном случае “Исламское государство” (ИГ, запрещено в РФ), рождается на его обломках?
4 Задаваясь этим вопросом, не следует сбрасывать со счетов периодические локальные вспышки гражданской войны в освобожденных зонах, не поддающиеся никакому мирному урегулированию. Безусловно, имеет место придание вооруженному конфликту конфессионального характера, возникают столкновения между этническими группировками, насильственные формы мести (грабежи, рэкет, похищения людей). Однако мы намерены проверить сформулированную по итогам полевого исследования рабочую гипотезу о том, что в пространстве революции (в отличие от гражданской войны) существует представление о внутреннем миропорядке, регулируемом революционной моралью – в данном случае основанной на религии и джихаде. Эта мораль, по-видимому, служит одновременно и для обоснования неформальной структуры, обеспечивающей мир внутри революционных сил, и для оправдания продолжения сопротивления установлению нового государственного порядка.
5 Итак, наша рабочая гипотеза состоит в следующем: существует разница между этатизмом “Исламского государства”, проявившимся в ходе иракской и сирийской войн, и антиэтатизмом Революции. Если ИГ устанавливает общественный порядок на подконтрольных ему территориях с помощью принуждения, как это свойственно национальным государствам, навязывая населению управление и формы поведения, то сирийские революционные силы действуют противоположным образом. Чтобы понять сущность общественного порядка, появившегося на свет в процессе революции и вопреки военным действиям, ведущимся по соседству государственными силами (сирийским режимом, бывшими колониальными державами и т.п.), необходимо обратиться к организациям, созданным и работающим в революционном пространстве. Уточним, однако, что “организация” в данном контексте не означает жесткую структуру, направленную, как это имеет место в ИГ, на гомогенизацию общества. “Организация” предстает в данном случае как нечто более гибкое. Мы исходим из того, что в зонах, освобожденных от власти современного государства, общественный порядок зиждется на нескольких организационных структурах, каждая из которых безуспешно претендует на монополию на насилие. Когда все вооруженные или гражданские группировки заявляют о себе как об оппозиции режиму, они стремятся лишь к тому, чтобы вытеснить конкурентов, действующих в революционном пространстве. Эта система сдержек и противовесов приводит к тому, что никто не может в одиночку легитимно присвоить себе представительские функции.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 794

Оценка читателей: голосов 0

1. Маркс К. Гражданская война во Франции. М.: Госполитиздат, 1958.

2. Baczko A., Dorronsoro G., Quesnay A. Syrie. Anatomie d’une guerre civile. Paris: CNRS Éditions, 2016.

3. Beshara A. Souriya: darb al alâm nahwa al-houriya. Doha-Qatar: Arab Center for Research & Policy Studies, 2013.

4. Bourdieu P. Sur l’État. Cours au Collège de France 1989–1992. Paris: Le Seuil, 2012.

5. Foucault M. Sécurité, territoire, population. Cours au Collège de France 1977–1978. Paris: Le Seuil, 2004.

6. Hobbes T. Leviathan: Or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth Ecclesiasticall and Civill // Ed. I. Shapiro. Yale: Yale University Press, 2010 [1651].

7. Lazarus S. Anthropologie du nom. Paris: Seuil, 1996.

8. Littel J. Carnets de Homs. Paris: Gallimard, 2012.

9. Weber M. Le Savant et le politique. Paris: Éditions 10x18, 2002 [1919].



Дополнительные библиографические источники и материалы

ПМА 1 – Полевые материалы автора. Киллис, Турция, июль 2017 г. Интервью: Абу Обайда, командир первой бригады, созданной в Алеппо в 2011 г. (“Щит белого города Алеппо”).  

ПМА 2 – Полевые материалы автора. Газиантеп, Турция, июнь 2016 г. Интервью: Абу Ибрагим, боевик Ахрар аш Шам в Забадани. 

ПМА 3 – Полевые материалы автора. Антакья, Турция, июнь 2016 г. Интервью: M.B., бывший директор лицея в Идлибе. 

ПМА 4 – Полевые материалы автора. Париж, октябрь 2019 г. Интервью: Райан. 

ПМА 5 – Полевые материалы автора. Париж, январь 2019 г. Интервью: А. Халид, бывший судья и член “Объединенного правосудия” в Алеппо (освобожденные зоны).  

ПМА 6 – Полевой дневник 2016–2017 гг.

Anders, Edwards 2017 – Anders M., Edwards S. UK-Syria aid scandal prompts questions about risk in conflict zones // Devex. News. 07.12.2017. https://www.devex.com/news/uk-syria-aid-scandal-prompts-questions-about-risk-in-conflict-zones-91678

BBC News 2017 – UK foreign aid money “diverted to extremists” in Syria // BBC News. 04.12.2017. https://www.bbc.com/news/uk-42217132 

La Police Libre 2016 – La Police Libre en Syrie: des hommes sans sifflets // Ennab Baladi. 18.12.2016. https://www.enabbaladi.net/archives/120072 

Leverrier 2014 – Leverrier I. A la veille de Genève 2, le régime syrien en manque de combattants… // Le Monde. 20.01.2014. https://www.lemonde.fr/blog/syrie/2014/01/20/a-la-veille-de-geneve-2-le-regime-syrien-en-manque-de-combattants

Система Orphus

Загрузка...
Вверх