Рец. на: Safonova T., Sántha I. Evenki Microcosm: Visual Analysis of Hunter-Gatherers’ Lifestyles in Eastern Siberia. Fürstenberg/Havel, 2019

 
Код статьиS086954150010842-6-1
DOI10.31857/S086954150010842-6
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Safonova T., Sántha I. Evenki Microcosm: Visual Analysis of Hunter-Gatherers’ Lifestyles in Eastern Siberia. Fürstenberg/Havel, 2019
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Адрес: Ленинский пр-т 32А, Москва, 117303, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№4
Страницы189-192
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено21.09.2020
Дата публикации21.09.2020
Кол-во символов10687
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Книга Татьяны Сафоновой и Иштвана Шанты представляет собой своего рода ремейк работы американских классиков культурной антропологии Грегори Бейтсона и Маргарет Мид, чей метод этнографического фотоанализа (Bateson, Mead 1942) авторы использовали в своих полевых исследованиях, проведенных в 2000-х годах в трех эвенкийских общинах Баунтовского р-на Республики Бурятия. В книге через визуальный анализ эвенкийской повседневности жизненный уклад охотников-оленеводов Восточной Сибири представлен как микрокосм, открытый другим системам и находящийся с ними в постоянной связи (с. 8).
2 Этот случай антропологического мимезиса, помноженный на креативность авторов, в целом дал очень хороший результат. Из огромного объема полевого визуального материала – 14 тыс. негативов, 3 тыс. слайдов, 100 часов видеозаписей – Сафонова и Шанта выбрали 577 фотографий и распределили их по шести разделам, которые отражают особенности современной эвенкийской культуры: шаманское дерево, охота, собирательство, оленеводство, новые технологии, нефритовая дорога (т.е. экстрактивизм и инфраструктура) – и соотносятся с актуальными направлениями антропологических исследований. В книге затронуто и множество других вопросов: антропология взаимоотношений человека и животных, антропология эмоций, антропология материальности и т.д. Столь широкий охват проблем стал возможен исключительно благодаря избранному формату публикации. Каждый разворот, за исключением предисловия, включает в себя серию из пяти-девяти фотографий, подобранных по определенной теме, и пояснительный текст, помещенный на соседней странице. Эти фотографии не являются иллюстрацией к тексту; наоборот, текст написан для комментирования фотографий. Многие интерпретации, изложенные в коротких комментариях, основаны на акторно-сетевом подходе.
3 Рассматриваемые эвенкийские сообщества имеют длительную историю отношений с российским государством. Уже в 1822 г. “Устав об управлении…” поделил сибирских “инородцев” на категории бродячих, кочевых и оседлых. Сегодня большинство эвенков живут оседло, работают или получают социальные пособия и выплаты, т.е. находятся в непосредственных отношениях с государством. Среди эвенков Бурятии немало потомков смешанных браков с бурятами, русскими и представителями других национальностей, что сказывается на их этнокультурных особенностях (Беликов 1994). Для меня открытым и дискуссионным остается вопрос, можно ли называть такие сообщества эгалитарными. В концепцию эгалитарных обществ охотников-собирателей не вписываются гендерный состав современных неоседлых эвенков и практики экстрактивизма, направленные на извлечение сверхприбылей. Современные эвенки уже не те охотники-собиратели, которые рассматривались в классических работах. Какие они? Книга показывает и рассказывает об этом, но в ней явно не хватает послесловия, подобного “Этнографической заметке о Бали” в труде Бейтсона и Мид.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 1, всего просмотров: 650

Оценка читателей: голосов 0

1. Мнение 2018 – Мнение: “Очень хороший нефрит стоит достаточно дорого, но его, как правило, бывает два-три процента” // БМК: информационное агентство. 24.07.2018. https://www.baikal-media.ru/news/business/351430/

2. Фонд б.г. – Kulturstiftung Sibirien (Фонд культуры народов Сибири). http://www.kulturstiftung-sibirien.de/bibliothek_R.html

3. Баскин Л.М. Вожаки в группах животных и человека // Социологический ежегодник / Науч. ред. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН; ВШЭ, 2011. С. 52–68.

4. Беликов В.В. Эвенки Бурятии: история и современность / В.В. Беликов. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994.

5. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). Л.: Наука, 1969.

6. Bateson G., Mead M. Balinese Character; a Photographic Analysis. N.Y.: New York Academy of Sciences, 1942.

7. Lavrillier A., Gabyshev S. An Arctic Indigenous Knowledge System of Landscape, Climate, and Human Interactions: Evenki Reindeer Herders and Hunters. Fürstenberg: Kulturstiftung Sibirien SEC Publications, 2017.

8. Rose D., D’Amiko Sh., Daiyi N., Devereaux K., Daiyi M., Ford L., Bright A. Country of the Heart: An Indigenous Australian Homeland. Canberra: Aboriginal Studies Press, 2002.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх