Еще раз об историчности Туринской плащаницы: погребальная пелена или продукт высоких технологий?

 
Код статьиS268684310031314-3-1
DOI10.18254/S268684310031314-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, Заведующая отделом искусства и материальной культуры ИВ РАН, профессоор
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)
Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
ВыпускВыпуск №2
Страницы124-141
Аннотация

Погребальная пелена, хранящаяся в соборе св. Иоанна Крестителя в Турине, представляет собой квинтэссенцию гуманитарной и естественнонаучной проблематики, связанной с христианскими святынями. С виду обыденный артефакт — льняной саван, с уверенно прослеживающимся провенансом, тянущимся, по крайней мере, со времен IV Крестового похода, не сдает позиций обладателя титула самого загадочного предмета христианского мира — погребальной пелены Иисуса Христа (?). В статье приводится история артефакта, его фотофиксации и последующего естественнонаучного изучения, богатая легендарная предыстория обретения синдона и основные противоречия, беспокоящие научное и теологическое сообщество в связи с отпечатком (или изображением) мужчины на ткани пелены.

Ключевые словаТуринская плащаница, христианские святыни, раннехристианские мифы, тамплиеры, раннее христианство, культурология, материальная культура
Источник финансированияСтатья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).
Получено19.06.2024
Дата публикации25.07.2024
Кол-во символов40839
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

NB: Статья является переработанным, исправленным и дополненным вариантом онлайн публикации [Дубровская, 2006], выполненным ввиду множественных заимствований исходного варианта статьи в последующей научной и популярной литературе без цитирования источника, но с сохранением всех его недочетов, исправленных в нынешнем варианте.

2 …глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный…
3 Откр. 1:13
4 Земная история Иисуса из Назареи, более известного как Иисус Христос, закончилась на иудейскую Пасху, прошедшую между 30 и 33 годами эры, которую в христианском мире отсчитывают от Рождества Христова. Помимо истории учения, веры и церквей, вслед за этим началась (и до сей поры не закончилась) другая — материальная история, ибо последователям пророка-бессребреника, учившего о душе и духе, хотелось сохранить о Нем вещественную память и, как принято у живых людей, обнаружить в немногих артефактах, принадлежавших Сыну Божьему или ставших инструментами страстей, частичку Его святости. Так христианский мир получил чудесные и загадочные святыни, зачастую дублирующиеся и почти всегда вызывающие у научного сообщества сомнения в аутентичности.
5 Для рассказа о христианских святынях мы выбрали из скромного списка, включающего обычно девятнадцать предметов (от пуповины Спасителя и Его слез до камня Голгофы), три наиболее наприключавшихся, наиболее волнующих умы. В предыдущей статье шла речь о священном Граале — чаше Тайной вечери [Дубровская, 2024], в этой попытаемся более пристально рассмотреть Туринскую плащаницу — последний покров Христа, и в следующей и последней проследим судьбу копья Лонгина, которым римский сотник проткнул бок Мессии, чтобы удостовериться, что тот мертв.
6 Не просто саван?
7 Плащаница, хранящаяся в соборе святого Иоанна Крестителя в Турине (см. сайт плащаницы [Shroud.com, 2024]), — это саван, прямоугольная погребальная пелена, в которую Спасителя обернули, сняв с креста на Голгофе, перед тем как Иосиф Аримафейский1 — богатый иудей и член Синедриона вместе с другим тайным последователем Иисуса — Никодимом2 с разрешения Понтия Пилата положил тело в гробницу. Плащаница была не единственным предметом, покрывавшим Христа в гробу, — голова его, как полагают, была обмотана куском ткани под названием «судариум», с VII века непрерывно хранящемся в испанском Овьедо. Вот и все земные ценности, которые сопровождали Мессию после смерти и спустя долгое время всплыли в истории как объекты поклонения верующих и предметы бесконечных споров и исследований, ведь на них остались материальные следы — кровь, лимфа, пот и, как в случае с плащаницей и судариумом, даже изображение человека, идентифицируемого со Страстотерпцем. Оба артефакта, по преданию, остались лежать в опустевшей гробнице после Воскресения. 1.  См. о нем подробнее в: [Дубровская, 2024].

2.  Упоминаемый в Евангелии от Иоанна фарисей, член синедриона, тайный ученик Иисуса Христа (Ин. 3:1).

всего просмотров: 60

Оценка читателей: голосов 0

1. Дубровская Д. В. Гностическая ересь Леонардо да Винчи. Вокруг Света. 2006. URL: https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/797 (accessed 15.04.2024).

2. Дубровская Д. В. Квест за Священным Граалем между Востоком и Западом: история поиска Чаши и ее смысла. Восточный курьер / Oriental Courier. 2024. № 1. С. 54–67.

3. Евсевий. Церковная история. Пер. М. Е. Сергеенко, комм. С. Л. Кравца. Сер. «Памятники церковной письменности». М.: Спасо-Преображенский монастырь, 1993. 446 с.

4. Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре. Раннесирийский литературный памятник. (Исторические корни в эволюции апокрифической легенды). М.: Наука, 1984. 248 с.

5. Одина А., Дикий Д. Магистр. М.: АСТ, 2013. 405 с. [Odina A., Dikiy D. Magister. Moscow: AST, 2013. 405 p. (in Russian)].

6. Adler A. D. The Orphaned Manuscript: A Gathering of Publications on the Shroud of Turin. Cantalupa: Effata Editrice IT, 2002. 143 p.

7. Antonacci M. The Resurrection of the Shroud. New York: M. Evans & Co., 2000. 340 p.

8. Barnes A. Holy Shroud of Turin. Whitefish, MT: Literary Licensing, LLC, 2013. 92 p.

9. Cameron A. The Mandylion and Byzantine Iconoclasm. H. Kessler, G. Wolf (eds.). The Holy Face and the Paradox of Representation. Bologna: Electa, 1998. Pp. 33–54.

10. Cauwelaert D. Van. Cloner le Christ. Paris: Albin Michel, 2005. 199 p.

11. Cozzo P., Merlotti A., Nicolotti A. The Shroud at Court. History, Usages, Places and Images of a Dynastic Relic. Leiden-Boston: E. J. Brill, 2019. 448 p.

12. Danin A., Whanger A. D., Baruch U., Whanger M. Flora of the Shroud of Turin. St. Louis: Missouri Botanical Garden Press, 1999. 52 p.

13. Dafoe S. The Templars and the Shroud of Turin. Templar History. 2020. URL: https://templarhistory.com/the-templars-and-the-shroud-of-turin/ (accessed 09.06.2024).

14. Deacon P. Deacon-Structing the Shroud of Turin: The Facts. SL Media. 2021. URL: https://slmedia.org/blog/deacon-structing-the-shroud-of-turin-the-facts (accessed 09.06.2024).

15. Di Lazzaro P. (ed.). Proceedings of the International Workshop on the Scientific Approach to the Acheiropoietos Images. Roma: ENEA Frascati, 2010. 274 p.

16. Fanti G., Magiolo R. The Double Superficiality of the Frontal Image of the Turin Shroud. Institute of Physics Publ. Journal of Optics A: Pure and Applied Optics. 2004. No. 6. Pp. 491–503.

17. Grala M. The Shroud in Constantinople. Digital Sindological Lexicon. 2024. URL: https://leksykonsyndonologiczny.pl/en/specific-entries/shroud-in-constantinople/ (accessed 13.05.2024).

18. Guscin M. The Tradition of the Image of Edessa. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2016. 270 p.

19. Guscin M. The Sermon of Gregory Referendarius. Shroud.com. 2004. URL: https://www.shroud.com/pdfs/guscin3.pdf (accessed 09.06.2024).

20. Jaworski J. S. Blood on the Shroud. Digital Sindonological Lexicon. 2024. URL: https://leksykonsyndonologiczny.pl/en/history-of-the-research-on-the-shroud/chemical-analyses-of-the-shroud/ (accessed 09.06.2024).

21. Heller J. H. Report on the Shroud of Turin. Boston: Houghton Mifflin, 1983. 256 p.

22. Herbut P. Shroud of Turin Given to Vatican by Former King of Italy. The Washington Post. 1983. URL: https://www.washingtonpost.com/archive/local/1983/04/02/shroud-of-turin-given-to-vatican-by-former-king-of-italy/b2e4a408-98d3-417b-9fcf-85ab3ea47cde/ (accessed 09.06.2024).

23. Jackson J. The Shroud of Turin. A Critical Summary of Observations, Data, and Hypotheses. Denver: Turin Shroud Center of Colorado, 2017. 138 p.

24. Kucewicz W. Enrie Giuseppe (1886–1961). Digital Sindonological Lexicon. 2022. URL: https://leksykonsyndonologiczny.pl/en/people/enrie-2/ (accessed 09.06.2024).

25. Libby W. Carbon Dating. Energy and Environment. Lemelson-MIT. 2002. URL: https://lemelson.mit.edu/resources/willard-libby (accessed 09.06.2024).

26. Miller V. D., Pellicori S. F. Ultraviolet Fluorescence Photography of the Shroud of Turin. Journal of Biological Photography. 1981. No. 49 (3). Pp. 71–85.

27. Nicolotti A. The Shroud of Turin: The History and Legends of the World's Most Famous Relic. Transl. by J. M. Hunt, R. A. Smith. Waco (TX): Baylor University Press, 2020. 524 p.

28. Olmi M. Indagine sulla croce di Cristo. Torino: IBS, 2015. 183 p.

29. Pellicori S. F. Spectral Properties of the Shroud of Turin. Applied Optics. 1980. No. 19(12). Pp. 1913–1920.

30. Picknett L., Prince C. The Turin Shroud: In Whose Image? New York: Harper-Collins, 1994. 212 p.

31. Poulle E. Les sources de l'histoire du linceul de Turin. Revue critique. Revue d’Histoire Ecclésiastique. 2009. No. 3–4. Pp. 747–781.

32. Ruffin B. The Shroud of Turin. Hungtington, Ind.: Our Sunday Visitor, 1999. 192 p.

33. Rogers R. N. A Chemist’s Perspective On The Shroud of Turin. Morrisville, NC: Lulu Press, 2008. 150 p.

34. Scavone D. The Shroud of Turin: Opposing Viewpoints (Great Mysteries). New York: Greenhaven Pr, 1989. 112 p.

35. Scott J. B. Architecture for the Shroud: Relic and Ritual in Turin. Chicago: University of Chicago Press, 2003. 524 p.

36. Shroud Exhibitions. Shroud.com. 2024. URL: https://www.shroud.com/expos.htm (accessed 08.06.2024).

37. Where Was the Shroud before it Came into Public View at Lirey during Its Ownership by Geoffrey de Charnay. 2024. URL: https://www.midi-france.info/mysteries/shroud.htm (accessed 09.06.2024).

38. Whiting B.The Shroud Story. Pender Harbour: Harbour Publishing, 2006. 404 p.

39. Wilson I. The Turin Shroud: The Burial Cloth of Jesus Christ? New York: Doubleday, 1979. 368 p.

40. Zanker P. The Mask of Socrates, The Image of the Intellectual in Antiquity. Oakland: University of California Press, 1995. 440 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх