О происхождении раннехристианских росписей в склепах Херсонеса

 
Код статьиS032103910010623-8-1
DOI10.31857/S032103910010623-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма
Аффилиация: Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
Адрес: Симферополь, просп. Академика Вернадского, д. 4.
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 81 Выпуск 2
Страницы439-462
Аннотация

Декоративные программы 11 расписных склепов Херсонеса (Юго-Западный Крым), включающие в себя в основном цветочно-растительные мотивы, изображения птиц, имитацию мраморной облицовки, а в нескольких склепах также христограмму и человеческую фигуру, соответствуют иконографии раннехристианской погребальной живописи в Поздней Римской империи и датируются последней четвертью IV – началом V в. В статье пересмотрена традиционная концепция о сиро-палестинских истоках херсонесских росписей. На основании их стиля, специфики художественного репертуара, особенностей композиции и декоративной системы в целом сделан вывод о том, что наиболее близкие параллели херсонесским памятникам находятся в восточно-балканских провинциях Фракии и Дакии и в западной части Малой Азии. Некоторые особенности, присущие только херсонесским росписям, позволяют рассматривать их как местный херсонесский вариант провинциальной восточно-балканской и западно-малоазийской позднеантичной погребальной живописи.

Ключевые словаХерсонес, расписные склепы, раннехристианская погребальная живопись, Фракия, Малая Азия
Источник финансированияРабота выполнена в рамках госзадания Минобрнауки РФ № FZEG-2020-0029 по теме «Влияние Византийской империи на исторические процессы в средневековом Крыму».
Получено24.07.2020
Дата публикации28.06.2021
Кол-во символов47269
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 728

Оценка читателей: голосов 0

1. Aibabin, A.I. 2010: [Early Byzantine Chersonesos/Cherson]. In: Vizantiya v kontekste mirovoy kultury. Materialy konferentsii, posvyashchennoy pamyati A.V. Bank [Byzantium within the Context of World Culture. Pro-ceedings of the conference dedicated to the memory of A.V. Bank]. Saint Petersburg, 353–379.

2. Айбабин, А.И. Ранневизантийский Херсонес-Херсон. В сб.: Визан-тия в контексте мировой культуры. Материалы конференции, по-священной памяти А.В. Банк. (ТГЭ, LI). СПб., 353–379.

3. Bianchi Bandinelli, R. 1970: Rome. La fin de l’art antique. L’art de l’Empire romain de Septime Sévère à Théodose Ier. Paris.

4. Bolgov, N.N. 2004: [Syrian cultural influences in the Late Antique Northern Black Sea Region]. In: Prichernomor’e, Krym, Rus’ v istorii i kulture: materialy II Sudakskoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (12–16 sentyabrya 2004 g.). Ch. I [Black Sea, Crimea, Russia in History and Culture: Materials of the II Sudak International Scientific Conference (September 12–16.09.2004). Pt. I]. Kiev–Sudak, 17–19.

5. Болгов, Н.Н. Сирийские культурные влияния в позднеантичном Се-верном Причерноморье. В сб.: Причерноморье, Крым, Русь в исто-рии и культуре: материалы II Судакской международной научной конференции (12–16 сентября 2004 г.). Ч. I. Киев–Судак, 17–19.

6. Buchwald, H., Zavadskaya, I. 2013: Early Christian basilicas in Crimea and their numeric proportions. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria] XVIII, 14–48.

7. Buchwald, H., Zavadskaya, I. Early Christian basilicas in Crimea and their numeric proportions. МАИЭТ XVIII, 14–48.

8. Buyskikh, A.V. 2008: Prostranstvennoe razvitie Khersonesa Tavricheskogo v antichnuyu epokhu [Spatial planning development of Tauric Chersonesos in ancient epoch]. Simferopol.

9. Буйских, А.В. Пространственное развитие Херсонеса Таврического в античную эпоху. (МАИЭТ, Suppl. 5). Симферополь.

10. Diatroptov, P.D. 1986: [Extension of Christianity in Tauric Chersonesos in the 4th–6th centuries]. In: Аntichnaya grazhdanskaya obshchina [Antique Civil Community]. Moscow, 127–151.

11. Диатроптов, П.Д. Распространение христианства в Херсонесе Та-врическом в IV–VI вв. В сб.: Античная гражданская община. М., 127–151.

12. Diatroptov, P.D. 2002: [Once again to the question of the dating of mural painting of Chersonesos Christian tombs]. In: Tserkovnaya arkheologi-ya Yuzhnoy Rusi: sbornik materialov mezhdunarodnoy konferentsii “Tserkovnaya arkheologiya: problemy, poiski, otrkytiya” [Church Ar-cheology of South Russia: Collection of Materials of the International Conference “Church Archeology: Problems, Searches, Discoveries”]. Simferopol, 34–37.

13. Диатроптов, П.Д. Еще раз к вопросу о датировке росписей херсо-несских христианских склепов. В сб.: Церковная археология Южной Руси: сборник материалов международной конференции «Церков-ная археология: проблемы, поиски, открытия» (Севастополь, 2001 г.). Симферополь, 34–37.

14. Elsner, J. 2002: The birth of late antiquity: Riegl and Strzygowski in 1901. Art History 25/3, 358–379.

15. Ferrua, A. 1991: The Unknown Catacomb. A Unique Discovery of Early Christian Art. Transl. by I. Inglis. New Lanark.

16. Filippov, A.E. 2009: [Painting of the early Christian tombs of Tauric Cher-sonesos in the context of artistic tradition: synthesis with architecture, symbolism, liturgical basis]. In: S.A. Belyaev (ed.), Ocherki po istorii khristianskogo Khersonesa. Т. I, 1. Khersones khristianskiy [Essays on the History of Christian Chersonesos. Vol. I, 1. Chersonesos Christian]. Saint Petersburg, 193–318.

17. Филиппов, А.Е. Росписи раннехристианских склепов Херсонеса Та-врического в контексте художественной традиции: синтез с архитек-турой, символика, литургическая основа. В сб.: С.А. Беляев (ред.), Очерки по истории христианского Херсонеса. Т. I, 1. Херсонес хри-стианский. СПб., 193–318.

18. Fomin, M.V. 2014: [On the problem of the formation of an Early Christian artistic tradition in Chersonesos of the 4th–5th centuries]. Vіsnyk Harkіvs’kogo nacіonal’nogo unіversytetu іm. V.N. Karazіna. Serіja «Іstorіja» [The Journal of V.N. Karazin Kharkiv National University. Se-ries: History] 1117/48, 38–46.

19. Фомин, М.В. О проблеме формирования раннехристианской худо-жественной традиции в Херсонесе IV–V вв. Вісник Харківського на-ціонального університету ім. В.Н. Каразіна. Серія «Історія» 1117/48, 38–46.

20. Grabar, A. 1946: Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l’art chrétien antique. Vol. II: Iconographie. Paris.

21. Grabar, A. 1972: Le tiers monde de l’Antiquité à l’école de l’art classique et son rôle dans la formation de l’art du Moyen Age. Revue de l’art 18, 8–25.

22. Kadeev, V.I., Sorochan, S.B. 1989: Ekonomicheskie svyazi antichnykh go-rodov Severnogo Prichernomor’ya v I v. do n.e. – V v. n.e. (na materi-alakh Khersonesa) [Economic Contacts of the Ancient Cities of the Northern Black Sea Region in the 1st Cent.BC – 5th Cent. AD. (Based on the Materials from Chersonesos)]. Khar’kov.

23. Кадеев, В.И., Сорочан, С.Б. Экономические связи античных городов Северного Причерноморья в I в. до н.э. – V в. н.э. (на материалах Херсонеса). Харьков.

24. Khrushkova, L.G. 2005: [On the beginning of the Christian Tauric Cherso-nesos: a cross-shaped church in the main cemetery]. In: Sugdeyskiy sbornik. Vyp. II [Sugdaia collection papers. Issue II]. Kiev–Sudak, 393–420.

25. Хрушкова, Л.Г. О начале христианского Херсонеса Таврического: крестовидная церковь на главном кладбище. В сб.: Сугдейский сборник. Вып. II. Киев–Судак, 393–420.

26. Khrushkova, L.G. 2008: [On the paintings in Early Christian tombs in the Crimea: one hundred years after Mikhail Rostovtzeff]. In: Vizantiya v kontekste mirovoy kultury. Materialy konferentsii, posvyashchennoy pa-myati A.V. Bank [Byzantium Within the Context of World Culture. Trans-actions of the State Hermitage Museum] Saint Petersburg, 121–132.

27. Хрушкова, Л.Г. О живописи раннехристианских склепов в Крыму: сто лет после Михаила Ивановича Ростовцева. В сб.: Византия в контексте мировой культуры. Материалы конференции, посвящен-ной памяти А.В. Банк. (ТГЭ, XLII). СПб., 121–132.

28. Kitzinger, E. 1977: Byzantine Art in the Making. Main Lines of Stylistic De-velopment in Mediterranean Art. 3rd–7th Cent. London.

29. Kuvatova, V. 2017: Early Christian funerary painting in Thessaloniki. Mac-edonian and Roman traditions. In: N.A. Nalimova, T.P. Kishbali, A.V. Zacharova (eds.), Makedoniya – Rim – Vizantiya: iskusstvo Severnoy Gretsii ot antichnosti do srednikh vekov: materialy nauchnoy konferentsii [Macedonia – Rome – Byzantium: the Art of Northern Greece from An-tiquity to the Middle Ages: Proceedings of the Scientific Conference]. Moscow, 128–141.

30. Куватова, В. Early Christian funerary painting in Thessaloniki. Mace-donian and Roman traditions. В сб.: Н.А. Налимова, Т.П. Кишбали, А.B. Захарова (ред.), Македония – Рим – Византия: искусство Се-верной Греции от античности до средних веков: материалы науч-ной конференции. М., 128–141.

31. Maayan-Fanar, E. 2010: An early Christian tomb at Lohamei HaGetaot: formation of christological symbolism. Eastern Christian Art 7, 71–89.

32. Marki, E. 2006: E nekropole tes Tkhessalonikes stous usteroromaikus kai pal-yaiokhristianikus khronus (mesa tu 3u eos mesa tu 8u aj. m.kh.) [The Ne-cropolis of Thessaloniki in the Late Roman and Early Christian Periods (from the Middle of the 3rd Century to the Middle of the 8th Century AD)].

33. Μαρκή, Ε. Η νεκρόπολη της Θεσσαλονίκης στους υστερορωμαϊκούς και παλαιοχριστιανικούς χρόνους (μέσα του 3ου έως μέσα του 8ου αι. μ.Χ.). Αθήνα.

34. McKenzie, J. 2007: The Architecture of Alexandria and Egypt c. 300 BC to AD 700. London.

35. Meshcheryakov, V.F. 1978: [About the time of the Appearance of Christian-ity in the Tauric Chersonesos]. In: Aktualnye problemy izucheniya istorii religii i ateizma [Actual Problems of Studying of History of Religion and Atheism]. Leningrad, 121–134.

36. Мещеряков, В.Ф. О времени появления христианства в Херсонесе Таврическом. В сб.: Актуальные проблемы изучения истории рели-гии и атеизма. Л., 121–134.

37. Michaeli, T. 1998: The pictorial program of the tomb near Kibbutz Or-ha-Ner in Israel. Assaph Studies in Art History 3, 37–76.

38. Michaeli, T. 2001: The iconographic and symbolism of the tomb of the Nymphs at Ashkelon. In: A. Barbet (ed.), La peinture funéraire antique : IVe siècle av. J.-C. – IVe siècle ap. J.-C.: actes du VIIe Colloque de l’Association Internationale pour la peinture mural antique (6–10 Octobre 1998, Saint-Romain-en-Gal – Vienne). Paris, 163–170.

39. Miyatev, K. 1925: Dekorativnata zhivopis na Sofiyskiya nekropol [Decorative Painting of the Sofia Necropolis]. Sofia.

40. Миятев, К. Декоративната живопись на Софийския некропол. Со-фия.

41. Mirković, L. 1956: La nécropole paléochrétienne de Niš. Archeologia Jugoslavica II, 85–100.

42. Pergola, A. 2010: La discussa scena delle donne al sepolcro nel battistero di Dura Europos. Alle origini dell’iconografia della resurrezione di Cristo. Rivista di Archeologia Cristiana 86, 315–352.

43. Patrich, J. 2016: The early Christianization of the Holy Land – the archaeo-logical evidence. In: Acta XVI Congressus Internationalis Archaeologiae Christianae. Romae (22–28.9.2013). Costantino e i Costantinidi: l’innovazione costantiniana, le sue radici e i suoi sviluppo. Pars I. Vati-cano, 265–293.

44. Pillinger, R., Popova, V., Zimmermann, B. (Hrsg.) 1999: Corpus der spätan-tiken und frühchristlichen Wandmalereien Bulgariens. (Schriften der Balkankommission, Antiquarische Abteilung, 21). Wien.

45. Rishnjak, O., Sadova, O., Turovs’kij, E., Filippenko, A. 2012: Nekropol’ Hersonesa Tavrіjs’kogo. Novі storіnky v іstorіi’ doslіdzhen’ [Necropolis of Chersonesos Tauric. New pages in the History of Research]. Lviv.

46. Рiшняк, О., Садова, О., Туровський, Є., Філіппенко, А. Некрополь Херсонеса Таврійського. Нові сторінки в історії досліджень. Львів.

47. Rostovtzeff, M.I. 1913: Antichnaya dekorativnaya zhivopis’ na yuge Rossii. Atlas [Antique Decorative Painting in the South of Russia. An Atlas]. Saint Petersburg.

48. Ростовцев, М.И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб.

49. Rostovtzeff, M.I. 1914: Antichnaya dekorativnaya zhivopis’ na yuge Rossii. T. I. Opisanie i issledovanie pamyatnikov [Antique Decorative Painting in the South of Russia. Text. Vol. I. Description and Researches of the Monuments]. Saint Petersburg.

50. Ростовцев, М.И. Античная декоративная живопись на юге России. Т. I. Описание и исследование памятников. СПб.

51. Rousseau, V. 2019: Reflection, ritual, and memory in the Late Roman paint-ed Hypogea at Sardis. Arts 8/103, 1–36. URL: https://www.mdpi.com/2076-0752/8/3/103/htm; дата обращения: 23.04.2021.

52. Strocka, V.M. 2002: Die Fresken von Hanghaus 2 – ein Vierteljahrhundert später. Jahreshefte des Österreichischen Archäologischen Institutes in Wien 71, 285–298.

53. Strzygowski, J. 1901: Orient oder Rom: Beitrag zur Geschichte der spätan-tiken und frühchristlichen Kunst. Leipzig.

54. Stupko, M.V., Turovskiy, E.Ya., Filippenko, A.A. 2007: [On the fate of the painted tombs of the first Christians of Chersonesos]. In: Sacrum et Profanum. Vyp. III. Nebesnye patrony i zemnye sluzhiteli kulta [Sacrum et Profanum. Issue III. Heavenly Patrons and Terrestrial Ministers of Cult]. Sevastopol, 189–192.

55. Ступко, М.В., Туровский, Е.Я., Филиппенко, А.А. О судьбах рас-писных склепов первых христиан Херсонеса. В сб.: Sacrum et Profa-num. Вып. III. Небесные патроны и земные служители культа. Се-вастополь, 189–192.

56. Turovskiy, E.Ya., Filippenko, A.A. 2008: [Chronology of the tombs of the Early Christians of the Chersonesos necropolis (in the light of excava-tions of 2006)]. Materialy po arkheologii i istorii antichnogo i sred-nevekovogo Kryma [Materials in Archaeology and History of Ancient and Medieval Crimea] I, 45–48.

57. Туровский, Е.Я., Филиппенко, А.А. Хронология склепов ранних христиан некрополя Херсонеса (в свете данных раскопок 2006 г.). Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма I, 45–48.

58. Valeva, J. 1979–1980: Sur certaines particularités des hypogées paléochrétiens des terres et leurs analogues en Asie Mineure. Anatolica VII, 117–150.

59. Valeva, J. 1998: Les tombeaux ornés de croix et chrismes peints. In: Acta XIII Congressus internatinalis archaeologiae christianae (Split-Porec, 25.9.–1.10.1994) III. Vaticano, 761–786.

60. Valeva, J. 2001: La peinture funéraire dans les provinces orientales de l’Empire Romain dans l’Antiquité tardive. Hortus Artium Medievalium 7, 167–208.

61. Zavadskaya, I.A. 2003: [Conversation to Christianity in early Byzantine Chersonesos (the 4th–6th centuries)]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria] X, 402–426.

62. Завадская, И.А. Христианизация ранневизантийского Херсонеса (IV–VI вв.). МАИЭТ X, 402–426.

63. Zavadskaya, I.A. 2005: [Decorative–symbolic system of painting in Cherso-nesos Christian tombs: aspects of chronology and genesis]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, His-tory and Ethnography of Tauria] XI, 258–288.

64. Завадская, И.А. Декоративно-символическая система росписи хер-сонесских христианских склепов: проблемы хронологии и генезиса. МАИЭТ XI, 258–288.

65. Zavadskaya, I.A. 2009: [Christian painted tombs of Crimea in the context of funeral painting development in early Byzantine period]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria] XV, 89–131.

66. Завадская, И.А. Христианские расписные склепы Крыма в контексте развития погребальной росписи в ранневизантийский период. МАИЭТ XV, 89–131.

67. Zavadskaya, I.А. 2013: Early Christian painted tombs in Crimea. Mittei-lungen zur Christlichen Archäologie 19, 41–67.

68. Zavadskaya, I.A. 2019: [Numeric proportions of the early Byzantine basili-cas of Chersonesos]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria] XXIV, 135–159.

69. Завадская, И.А. Числовые пропорции ранневизантийских базилик Херсонеса. МАИЭТ XXIV, 135–159.

70. Zimmermann, N. 2011: Das Sieben-Schläfer-Zömeterium in Ephesos. Neue Forschungen zu Baugeschichte und Ausstattung eines ungewöhnlichen Bestattungskomplexes. Jahreshefte des Österreichischen Archäologi-schen Institutes in Wien 80, 365–407.

71. Zubar’, V.M. 1982: Nekropol Khersonesa Tavricheskogo I–IV vv. n.e. [Ne-cropolis of Tauric Chersonesos of the 1th–4th Cent. AD]. Kiev.

72. Зубарь, В.М. Некрополь Херсонеса Таврического I–IV вв. н.э. Киев.

73. Zubar’, V.M. 1994: Khersones Tavricheskiy i Rimskaya imperiya. Ocherki voenno-politicheskoy istorii [Tauric Chersonesos and Roman Empire. Es-says on Military Political History]. Kiev.

74. Зубарь, В.М. Херсонес Таврический и Римская империя. Очерки во-енно-политической истории. Киев.

75. Zubar’, V.M., Khvorostyanyy, A.I. 2000: Ot yazychestva k khristianstvu. Na-chal’nyy etap proniknoveniya i utverzhdeniya khristianstva na yuge Ur-kainy (vtoraya polovina III – pervaya polovina VI v.) [From Paganism to Christianity. The initial Stage of Penetration and Confirmation of Chris-tianity in the south of Ukraine (the Second Half of the 3rd – the First Half of the 6th Cent.]. Kiev.

76. Зубарь, В.М., Хворостяный, А.И. От язычества к христианству. Начальный этап проникновения и утверждения христианства на юге Украины (вторая половина III – первая половина VI в.). Киев.

77. Zuckerman, C. 1994: [Bishops and a garrison of Cherson in the 4th century]. Materialy po arkheologii i istorii antichnogo i srednevekovogo Kryma [Materials in Archaeology and History of Ancient and Medieval Crimea] IV, 545–561.

78. Цукерман, К. Епископы и гарнизон Херсона в IV в. МАИЭТ IV, 545–561.

Рис. 1. Херсонес. Роспись склепа 1905 г.: а – задняя стена, б – правая стена (Rostovtsev 1913, табл. 107-108). (рис-1.jpg, 537 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Херсонес. Росписи склепов: а – задняя стена склепа 2003/2006 гг. (Stupko, Turovskiy, Filippenko 2007, рис. 2а), б – задняя стена склепа на земле Н.И. Тура (Rostovtsev 1914, рис. 88). (рис-2.jpg, 485 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Херсонес. Роспись склепа 1909 г.: а – потолок, б – простенок левой и задней стен (Rostovtsev 1913, табл. 105, 1, 2). (рис-3.jpg, 881 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Херсонес. Роспись левой стены склепа № 1 1998-1999 гг. (Zubar’, Khvorostyanyy 2000, рис. 65, 2). (рис-4.jpg, 790 Kb) [Скачать]

Рис. 5. Сарды. Роспись гробницы Флавия Хризантия IV в. (Rousseau 2019, 5, fig. 4). (рис-5.jpg, 330 Kb) [Скачать]

Рис. 6. Херсонес. Роспись потолка склепа 2003/2006 гг. (Stupko, Turovskiy, Filippenko 2007, рис. 1). (рис-6.jpg, 347 Kb) [Скачать]

Рис. 7. Сердика/София. Роспись восточной стены гробницы № 4 (Pillinger, Popova, Zimmermann 1999, pl. 66, fig. 125). (рис-7.jpg, 778 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх