Исидор Севильский. Этимологии, или Начала. Книга XX. О снеди, домашней утвари и инвентаре. Вступительная статья, перевод с латинского и комментарии А.А. Павлова (Сыктывкар)

 
Код статьиS032103910009676-6-1
DOI10.31857/S032103910009676-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина
Адрес: Российская Федерация, Сыктывкар
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 80 Выпуск 2
Страницы553-578
Аннотация

   

Ключевые слова
Получено02.04.2020
Дата публикации19.06.2020
Кол-во символов91548
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Труд Исидора Севильского (ок. 560–636 гг. н.э.) «Этимологии, или Начала» стал последним и, пожалуй, самым известным в ряду множества сочинений, написанных испанским богословом, епископом Севильи, именуемым последним из латинских отцов церкви1. «Этимологии» Исидора лежат в основании средневекового энциклопедизма. Они были чрезвычайно популярны в средневековой Европе и оказали огромное влияние на всю последующую энциклопедическую (и не только) традицию Средневековья2, что позволило Эрнсту Курциусу определить их как «основополагающую книгу всего Средневековья»3. Вместе с тем «Этимологии» стали своеобразным передаточным звеном между античным, прежде всего латинским, и средневековым энциклопедизмом, сохранив античный пиетет перед словом и вобрав в себя знания многовековой римской антикварно-грамматической и энциклопедической традиции4.

1. О жизни и трудах Исидора Севильского см. Ukolova 1984, 176–190; Kharitonov 2006, 168–227; Marey 2014; Pavlov 2014, 527–534; и др.

2. Сохранилось около 1000 рукописей сочинения. Более того, текст продолжал переписываться и после появления печатных изданий труда (первое издание вышло в 1472 г.). О влиянии труда на последующую традицию см. Reydellet 1966, 383–437; Fear, Wood 2016; Gasti 2017, 13–36 etc.

3. Curtius 1953, 23.

4. Средневековый энциклопедизм содержал в себе и ряд новаций. См. Fontaine 1966, 519–538; 1986, 72–91.
2 Интерес к фигуре Исидора и его «Этимологиям», которым ознаменовалась вторая половина XX в., особенно вырос в последние десятилетия. Появился целый ряд полных переводов на европейские языки5. В отечественной историографии исследователи творчества Исидора также сделали немало в последнее десятилетие6, однако интерес их в меньшей мере касался собственно «Этимологий»7, не появился пока и полный перевод сочинения на русский язык. 5. Oroz Reta, Marcos Casqero, Díaz y Díaz 1993 ; Valastro Canale 2004; Barney et al. 2006; Möller 2008. Отдельными книгами с 1981 г. издается французский перевод «Этимологий» в издательстве «Les Belles Lettres».

6. Vorontsov 2012, 95–108; Marey 2013, 66–77; Savinov 2014, 92–104; Volkov 2016, 139–153, etc.

7. Pavlov 2014, 527–534; 2015, 306–311; Lesovichenko 2012, 113–116; Pavlova 2015, 737–739.
3 Исидор не успел завершить свой последний труд. «Этимологии» издал уже после смерти автора Браулион, его ученик и сподвижник8, который разделил предметно организованную работу на 20 книг. «Этимологии» представляли собой энциклопедию (summa) всего необходимого для монастырского образования знания о мире и обществе9. В основе ее организации лежал принцип, который можно было бы определить как принцип этимологизации бытия, достигаемый через анализ этимологии слов, не отделяемых автором от самих обозначаемых ими сущностей, позволяющий автору восходить тем самым к первоначалам бытия. Отсюда и двойственность самого названия, данного автором своему труду – «Этимологии, или Начала»10. 8. См. Krinitsyna 2011, 3–4.

9. Общая структура труда следующая: «О грамматике» (I), «О риторике и диалектике» (II), «Об арифметике, геометрии, музыке и астрономии» (III), «О медицине» (IV), «О законах и временах» (V), «О книгах и церковных обязанностях» (VI), «О Боге, ангелах и церковной иерархии» (VII), «О Церкви и сектах» (VIII), «О языках, народах, правлениях, войске, гражданах, родстве» (IX), «О словах» (X), «О человеке и чудовищах» (XI), «О животных» (XII), «О мире и частях его» (XIII), «О земле и ее частях» (XIV), «О строениях и полях» (XV), «О камнях и металлах» (XVI), «О сельском хозяйстве» (XVII), «О войне и играх» (XVIII), «О кораблях, строениях и одеяниях» (XIX).

10. См. Pavlov 2018, 353–358.
4 Манускрипты не содержат названия XX книги. Впервые она была названа «De penu et instrumentis domesticis» в семитомном издании сочинений Исидора (1797–1803), подготовленном Ф. Аревало. Это название сохранилось и в последующих изданиях труда. Книга состоит из 16 глав различного содержания. Тематически они могут быть разбиты на три части. Главы 1–3 посвящены снеди и напиткам; главы 4–10 – различным сосудам (vasa), используемым для хранения и ношения воды, вина, масла, приготовления пищи, освещения; главы 11–16 посвящены различного рода домашней утвари, средствам передвижения, орудиям труда и инструментам, конскому снаряжению. XX книга логически связана с предыдущей XIX, в которой рассматриваются корабли, строения и одежда. Материал двух книг автор скрепляет фигурой Дедала, творца ремесленных изделий11. 11. Так, в XIX книге он пишет (8. 1): «Греки утверждают, что Дедал изобрел возведение стен и крыш зданий; ведь он, как говорят, первым был обучен этому искусству Минервой. Мастеров же и ремесленников греки именуют τέκτονας, то есть устроителями». XX книга начинается с упоминания Дедала как создателя кроватей (mensa).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 590

Оценка читателей: голосов 0

1. Barney, St.A., Lewis, W.J., Beach, J.A., Berghof, O. (eds.) 2006: The Etymologies of Isidore of Seville. Cambridge.

2. Curtius, E.R. 1953: European Literature and the Latin Middle Ages. Transl. by W.R. Trask. New York.

3. Fear, A., Wood, J. (eds.) 2016: Isidore of Seville and His Reception in the Early Middle Ages. Transmitting and Transforming Knowledge. Amsterdam.

4. Fontaine, J. 1966: Isidore de Séville et la mutation de l’encyclopédisme antique. Cahiers d’histoire mondiale 9, 519–538.

5. Fontaine, J. 1986: Cassiodore et Isidore: l’évolution de l’encyclopédisme latin du VIe au VIIe siècles. In: S. Leanza (a cura di), Atti della Settimana di studi su Flavio Magno Aurelio Cassiodoro. (Cosenza-Squillace, 19–24 settembre 1983). Soveria Mannelli, 72–91.

6. Gasti, F. 2017: Isidoro di Siviglia e le origini dell’enciclopedismo medievale e moderno. In: S. Audano, G. Cipriani (a cura di), Aspetti della Fortuna dell’Antico nella Cultura Europea. Atti della tredicesima giornata di Studi Sestri Levante, 11 marzo 2016. Campobasso, 13–36.

7. Guillaumin, J.-Y. (ed.) 2010: Isidore de Séville. Étymologies. Livre XX. Paris.

8. Харитонов, Л.А. «Исидор Севильский». Историко-философская драма. В кн.: Л.А. Харитонов (пер., ред.), Исидор Севильский. Этимологии, или Начала в XX книгах. Кн. I–III. Семь свободных искусств. СПб., 2006. С. 160–227.

9. Криницына, Е.С. Браулион Сарагосский и его переписка. В кн.: Е.С. Криницына (пер., ред.), Браулион Сарагосский. Избранные письма. М., 2011. С. 3–4.

10. Лесовиченко, А.М. «Этимологии» Исидора Севильского и средневековый музыкальный тезаурус. В сб.: В.И. Адищев (ред.), Музыкальное образование в духовной культуре средневековой Руси: междисциплинарный подход. Материалы международного симпозиума третьей сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Великий Новгород, 2012. С. 113–116.

11. Lindsay, W.M. 1911: Isidori Hispalensis episcopi Etymologiarum sive originum libri XX. Oxford.

12. Марей, Е.С. Грамматика и богословие в «Дифференциях» Исидора Севильского. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 13, 2013. С. 66–77.

13. Марей, Е.С. Энциклопедист, теолог, юрист: Исидор Севильский и его представления о праве и правосудии. М., 2014.

14. Möller, L. (Hrsg.) 2008: Die Enzyklopädie des Isidor von Sevilla. Wiesbaden.

15. North, J.A. 2007: Why does Festus quote what he quotes? In: F. Glinister, C. Woods, et al. (eds.), VERRIUS, FESTUS, & PAUL: Lexicography, Scholarship, & Society. London, 49–68.

16. Oroz Reta, J., Marcos Casquero, M.A., Díaz y Díaz, M.C. (eds.) 1993: San Isidoro de Sevilla. Etimologías (edición bilingüe). Vol. I–II. Madrid.

17. Павлов, А.А., Ефименко, В.П. В начале было слово… Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории 35, 2011. С. 360–373.

18. Павлов, А.А. Исидор Севильский и его «Этимологии». Antiquitas aeterna. Вып. 4. История понятий, категориальный аппарат современной исторической науки и проблемы (ре)конструкции прошлого, 2014. С. 527–534.

19. Павлов, А.А. Исидор Севильский о возрастах человека. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории 53, 2015. С. 306–311.

20. Павлов, А.А. «О человеке и частях его» Исидора Севильского: структура и источники. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории 62, 2018. С. 353–358.

21. Павлова, О.С. De Isidori Etymologiarum libri XIX capitis 2 pericope 9 emendanda. Индоевропейское языкознание и классическая филология 19, 2015. С. 737–739.

22. Reydellet, M. 1966: La diffusion des Origines d’Isidore de Séville au Haut Moyen Âge. Mélanges d’archéologie et d’histoire de l’école française de Rome 78/2, 383–437.

23. Савинов, Р.В. Исидор Севильский об образовании и интеллектуальной практике. Вестник Русской христианской гуманитарной академии 15/1, 2014. С. 92–104.

24. Уколова, В.И. Исидор Севильский как деятель культуры раннего Средневековья. В сб.: С.П. Пожарская (ред.), Проблемы испанской истории. М., 1984. С. 176–190.

25. Valastro Canale, A. (a cura di) 2004: Isidoro di Seviglia. Etimologie o Origini. Vol. I–II. Torino.

26. Волков, А.А. Епископ Исидор Севильский и его трактат De ecclesiasticis officiis как источник сведений о литургической традиции Древней Церкви. Христианское чтение 6, 2016. С. 139–153.

27. Воронцов, С.А. Учение Исидора Севильского о предопределении. Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. Религиоведение 5(43), 2012. С. 95–108.

28. Жаровская, А.Н. «De re coquinaria»: идентификация автора сочинения и Марк Габий Апиций. Вестник ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки 4(2), 2012. С. 131–134.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх