Социально-экономические практики населения как ресурс ослабления мусорной проблемы в России

 
Код статьиS013216250005481-2-1
DOI10.31857/S013216250005481-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 6
Страницы50-63
Аннотация

В статье по результатам всероссийского репрезентативного исследования впервые представлены данные об уровне реального и потенциального включения населения в раздельный сбор бытовых отходов (РСБО), а также в разнообразные социально-экономические практики, снижающие (прямо или косвенно) образование мусора. Установлено, что современное пространство практик, ослабляющих мусорную проблему, весьма разнородно как по составу участников (социально-демографические характеристики, поселенческий статус, ценностные ориентации и установки и др.), так и по мотивам включения (эгоистические и/или просоциальные). Определена степень пересечения состава участников разных практик. Выявлены позиции в отношении РСБО участников (и неучастников) всех остальных видов активности. Обнаруженная фрагментарность современного пространства практик по ослаблению мусорной проблемы в России, как и степень и условия их пересечения с РСБО актуализируют разработку более комплексной политики в этой сфере, расширяющей каналы и возможности вхождения со стороны разных групп.

Ключевые словамусорная проблема, гражданское общество, экологическая и социальная ответственность потребителей, проэкологическое поведение, раздельный сбор бытовых отходов, социально-экономические практики
Источник финансированияСтатья подготовлена на основе результатов исследования, проведенного автором в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Получено25.06.2019
Дата публикации26.06.2019
Кол-во символов37321
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2143

Оценка читателей: голосов 0

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2002.

2. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000.

3. Шабанова М.А. Раздельный сбор бытовых отходов в России: уровень, факторы и потенциал включения населения // Мир России. 2019. № 3. (В печати).

4. Arbués F., Villanúa I. (2016) Determinants of Behavior toward Selective Collection of Batteries in Spain. A Bivariate Probit Model. Resources, Conservation and Recycling. Vol. 106: 1–8.

5. Beck U. (2001) Interview. Journal of Consumer Culture. Vol. 1. No. 2: 261–277.

6. Berglund C. (2006) The Assessment of Households’ Recycling Costs: The Role of Personal Motives. Ecological Economics. Vol. 56. No. 4: 560– 569.

7. Diamantopoulos A., Schlegelmilch В., Sinkovics R., Bohlen G. (2003) Can Sociodemographics Still Play a Role in Profiling Green Consumers? A Review of the Evidence and an Empirical Investigation. Journal of Business Research. Vol. 56. No. 6: 465–480.

8. Etzioni A. (2003) Toward a New Socio-Economic Paradigm. Socio-Economic Review. Vol. 1. No. 1: 105–118.

9. Iyer E.S., Kashyap R.K. (2007) Consumer Recycling: Role of Incentives, Information, and Social Class. Journal of Consumer Behaviour. Vol. 6. No. 1: 32–47.

10. Hoornweg D., Bhada-Tata В.P. (2012) What a Waste: A Global Review of Solid Waste Management. Urban Development Series. World Bank. No. 15.

11. Lauren N., Smith L.D.G., Louis W.R., Dean A.J. (2017) Promoting Spillover: How Past Behaviors Increase Environmental Intentions by Cueing Self-Perceptions. Environment and Behavior. (Article in press.)

12. Lee K. (2009). Gender Differences in Hong Kong Adolescent Consumers' Green Purchasing Behavior. Journal of Consumer Marketing. Vol. 26. No. 2: 87–96.

13. Kirakozian A. (2016) The Determinants of Household Recycling: Social Influence, Public Policies and Environmental Preferences. Applied Economics. Vol. 48. No. 16: 1481–1503.

14. Miafodzyeva S., Brandt N. (2013) Recycling Behaviour among Householders: Synthesizing Determinants Via a Meta-analysis. Waste and Biomass Valorization. Vol. 4. No. 2: 221–235.

15. Nilsson A., Bergquist M., Schultz W.P. (2017) Spillover Effects in Environmental Behaviors, Across Time and Context: a Review and Research Agenda. Environmental Education Research. Vol. 23. No. 4: 573–589.

16. Olli E., Grendstad G., Wollebaek D. (2001) Correlates of Environmental Behaviors: Bringing Back Social Context. Environment and Behavior. Vol. 33. No. 2: 181–208.

17. Sayer A. (2007). Moral Economy as Critique. New Political Economy. Vol. 12. No. 2: 261–270.

18. Starr M.A. (2009). The Social Economics of Ethical Consumption: Theoretical Considerations and Empirical Evidence. Journal of Socio-Economics. Vol. 38. No. 6: 916–925.

19. Thogersen J., Crompton T. (2009) Simple and Painless? The Limitations of Spillover in Environmental Campaigning. Journal of Consumer Policy. Vol. 32: 141–163.

20. Thogersen J., Olander F. (2003) Spillover of Environment-friendly Consumer Behavior. Journal of Environmental Psychology. 23: 225–236.

21. Trentmannn F. (2007) Citizenship and Consumption. Journal of Consumer Culture. Vol. 7. No. 2: 147–158.

22. Truelove H.B., Carrico A.R., Weber E.U., Raimi K.T., Vandenbergh M.P. (2014). Positive and Negative Spillover of Pro-environmental Behavior: An Integrative Review and Theoretical Framework. Global Environmental Change. Vol. 29: 127–138.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх