At the dawn of Donald Trump’s presidency: transatlantic relationship at a crossroads?

 
PIIS207054760005371-5-1
DOI10.18254/S207054760005371-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading research fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRussia and America in XXI century
EditionIssue 2
Abstract

The article discusses implications of the 2016 presidential election in the United States for the transatlantic relationship with the emphasis on assessing its current state and near-term prospects. It attempts to figure out in what areas the D. Trump administration’s policy towards Europe could involve a fresh approach, and in what issues Washington would rather follow the previous course.

Keywordsthe United States, the Trump administration, European allies, NATO, the EU
Received03.06.2019
Publication date20.09.2019
Number of characters69091
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

1. Особенности формирования внешнеполитического курса президента Д.Трампа

 

Из предвыборной риторики президента Д.Трампа можно было сделать вывод, что он не намерен следовать линии некоторых своих предшественников, которые проводили политику, направленную на экспансию «либерального миропорядка». Его взгляды явно диссонировали с мировоззрением значительной части политического истэблишмента США, которая привержена идеям глобализации и либеральным ценностям. Однако они отражали настроения большого сегмента американского общества, которые имеют глубокие исторические корни в тех традициях национальной политической культуры, что предписывают большую обращенность к внутренним проблемам, ограничивая внешнеполитические амбиции.

2 Д.Трамп пришел в Белый дом, не имея готовой внешнеполитической концепции. В период избирательной кампании он не мог опереться на помощь ведущих аналитических центров, сотрудничающих с республиканцами, из-за напряженных отношений с партийной верхушкой. Основы своего внешнеполитического курса американский лидер пунктирно обозначил в ходе президентской гонки. О том, что этот курс изначально носил эклектичный и противоречивый характер, свидетельствовали его предвыборные выступления. С одной стороны, Д.Трамп заявлял об ограничении вмешательства США в мировые дела ради концентрации ресурсов на решении внутренних проблем страны. С другой стороны, – наметил весьма обширную международную повестку своей деятельности: обещал попытаться наладить сотрудничество с РФ и установить взаимопонимание с российским руководством, сдерживать экспансию Китая, проводить жесткий курс в отношении Ирана, разгромить «Исламское государство» на Ближнем Востоке.
3 Отличительной особенностью программы Д.Трампа является ярко выраженное подчинение внешнеполитической деятельности решению внутренних задач. Многие его инициативы в международных делах продиктованы соображениями, касающимися стимулирования роста национальной экономики и укрепления внутренней безопасности, – начиная с ревизии торгового режима с зарубежными странами и пересмотра условий американского участия в международных соглашениях до предъявления финансовых требований союзникам в Европе и Азии.
4

Уже вскоре после инаугурации Д.Трамп предал забвению некоторые ключевые внешнеполитические тезисы своей предвыборной программы, которые он провозгласил в период избирательной кампании и в первые недели своего президентства. Эти изменения касаются, в частности, его обещаний пересмотреть отношения с союзниками по НАТО, перенести американское посольство в Иерусалим, переделать соглашение об ограничении ядерной программы Ирана [1]. Для одних подобные перемены являются свидетельством шаткости воззрений президента на те или иные международные проблемы, отражением несформированности его внешнеполитической стратегии, а для других – подтверждением того, что Белый дом способен проявлять гибкость и адаптироваться к меняющейся ситуации. Однако истинные причины могут заключаться в неопытности Д.Трампа в вопросах межгосударственных отношений и в том массированном политическом прессинге, которому подвергается его администрация со стороны многочисленных противников в стране. Политические недоброжелатели американского лидера используют тему «российского вмешательства» в президентские выборы как один из главных рычагов давления на него. Белый дом по-прежнему остается объектом нападок в связи с предполагаемыми «российскими связями» некоторых фигур в окружении президента, и расследование по этому вопросу продолжается в Конгрессе. В атмосфере антироссийской истерии американская администрация отрицательно отреагировала на сигналы Москвы о готовности к проведению двусторонней встречи президентов (в числе возможных мест такой встречи назывались Исландия, Словения, Швейцария).

views: 60

Readers community rating: votes 0

1. V period predvybornoj kampanii D.Tramp obeschal dobivat'sya ot Irana dopolnitel'nykh ustupok po ehtomu soglasheniyu.

2. President Trump's 100 Days of Security and Safety. The White House. Office of the Press Secretary. April 27, 2017. – URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/04/27/president-trumps-100-days-security-and-safety. Ehto utverzhdenie bylo ofitsial'no oprovergnuto Kitaem.

3. Burt R., Simes D. Foreign Policy by Bumper Sticker // National Interest. September-October 2015. Vol. 139. P. 9.

4. Omnibus Agreement Details $1 Trillion in FY 2017 Spending. – URL: http://www.rollcall.com/news/politics/omnibus-spending-bill-budget-trump-agenda

5. More Union in European Defence. Report of a CEPS task force. Brussels. February 2015. – URL: http://www.ceps.eu/system/files/TFonEuropeanDefence.pdf.

6. Public Uncertain, Divided Over America’s Place in the World. Pew Research Center. May 5, 2016. – URL: http://www.people-press.org/2016/05/05/public-uncertain-divided-over-americas-place-in-the-world

7. SShA planiruyut zamenit' okolo 200 yadernykh bomb B61, kotorye razmescheny na aehrodromakh v Bel'gii, Germanii, Italii, Niderlandakh i Turtsii, novoj versiej ehtogo boepripasa.

8. M. Beckley. The Myth of Entangling Alliances // International Security. Spring 2015. Vol. 39, No. 4. P. 10.

9. K. Collins. Donald Trump Signs Order Inviting Montenegro To Join NATO. – URL: http://dailycaller.com/2017/04/11/donald-trump-signs-order-inviting-montenegro-to-join-nato/

10. R. Burt. Trump and Europe // National Interest. January-February 2017. №. 147. P. 45.

11. J. Goldberg. The Obama Doctrine // The Atlantic. April 2016 - URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/

12. A. Richter. Sharing the burden? U.S. allies, defense spending, and the future of NATO // Comparative Strategy. 2016. Vol. 35. № 4. P. 309.

13. Posture Statement of General Joseph F. Dunford, Jr., USMC 19th Chairman of the Joint Chiefs of Staff before the 114th Congress. Senate Armed Services Committee. Budget Hearing. March 17, 2016. – URL: http://www.armed-services.senate.gov/imo/media/doc/Dunford_03-17-16%20.pdf

14. Julie Hirschfeld Davis. Trump, Day After Merkel’s Visit, Says Germany Pays NATO and U.S. Too Little. –. March 18, 2017. – URL: https://www.nytimes.com/2017/03/18/us/politics/donald-trump-angela-merkel-germany.html

15. M. Beckley. Op. cit. P. 18.

16. R. Burt. Op. cit. P. 46.

17. Odnoimennyj lozung “Buy American, Hire American” prezident D.Tramp provozglasil v svoem poslanii Kongressu 28 fevralya 2017 goda.

18. D. Byman. Trump and Counterterrorism // National Interest. January-February 2017. Vol. 147. P. 72.

19. Laurence Norman and Julian E. Barnes. «Federica Mogherini, Top EU Diplomat, Says Bloc Is Prepared for Trump». The Wall Street Journal. December 14, 2016. – URL: https://www.wsj.com/articles/federica-mogherini-top-eu-diplomat-says-bloc-is-prepared-for-trump-1481740445

20. The EU in a Changing Global Environment - a more connected, contested and complex world. – URL: http://www.statewatch.org/news/2015/may/eu-eeas-connected-world-8956-15.pdf

21. European Parliamentary Research Service Blog: “Public expectations and EU commitment regarding security and defence”, July 2016. – URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2016/586583/EPRS_BRI (2016)586583_EN.pdf

22. Perruche J.-.P, Bellouard P., Lépinoy P., Maurice de Langlois, Guillaumin Béatrice, Mompeyssin P. For a European white paper on security and defence // European issues. June 9, 2015. № 360. P. 1.

23. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy: “Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe.” – URL: https://eeas.europa.eu/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf

24. R. Burt. Op. cit. P. 47.

25. Rome Declaration of the Leaders of 27 Member States and of the European Council, the European Parliament and the European Commission. Brussels, 25 March 2017. – URL: http://europa.eu/rapid/press-release_STATEMENT-17-767_en.htm

26. Sm. podrobnee: Prikhod'ko O.V. Kakaya Evropa nuzhna SShA? // “SShA – Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura”, 2006, № 2, s. 45-68.

Система Orphus

Loading...
Up