Нефтяная промышленность Северного Кавказа в правительственной политике конца XIX – начала XX в.

 
Код статьиS086956870007440-5-1
DOI10.31857/S086956870007440-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт экономики РАН
Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы127-147
Аннотация

        

Ключевые слова
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке Российского научного фонда. Проект № 18-18-00142 «Центр и регионы: экономическая политика правительства на окраинах Российской империи (1894–1917)».
Получено05.11.2019
Дата публикации06.11.2019
Кол-во символов66832
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Исследователи, изучавшие историю нефтяного дела в дореволюционной России, писали преимущественно о бакинских промыслах, которые в тот период обеспечивали основной объём продукции, поступавшей как на экспорт, так и на внутренний рынок. Гораздо меньше их интересовало становление нефтяной промышленности Северного Кавказа, происходившее главным образом в Грозненском и Майкопском районах. В имеющихся работах рассматривались технико-экономическое совершенствование промыслов, развитие частного предпринимательства в этой отрасли, процессы монополизации добычи и переработки «чёрного золота». Вместе с тем довольно слабо изучены различные аспекты правительственной нефтяной политики в северокавказском регионе, которые лишь фрагментарно затрагивались в историографии. Единственное исключение – основанная на узком круге источников и небольшая по объёму статья Г.А. Поплетеевой. В ней кратко характеризуется откупная система, существовавшая на северокавказских войсковых землях, и дан обзор утверждённых 22 мая 1894 г. правил о нефтяных промыслах на территориях Кубанской и Терской областей1. 1. Поплетеева Г.А. Государственное регулирование нефтедобычи на землях Кубанского и Терского казачьих войск в XIX в. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 4. С. 216–221.
2 Отдавая в своих расчётах и распоряжениях безусловный приоритет бакинской нефтяной промышленности, правительство тем не менее осуществляло поиск и освоение месторождений и в других регионах. В конце XIX в. Министерство государственных имуществ (МГИ, с 1894 г. – Министерство земледелия и государственных имуществ, МЗиГИ), Министерство финансов и местные власти обратили внимание на грозненские промыслы. Вплоть до начала 1890-х гг. добыча нефти велась там примитивным колодезным способом и в незначительном объёме. За 1833–1893 гг. было получено всего 3 479 тыс. пудов2. Разработке местных нефтяных источников препятствовала их удалённость от центра страны, отсутствие железных дорог и выхода к морю (в отличие от Баку). К тому же в Терской и Кубанской областях существовала довольно сложная система поземельных отношений – казачьи наделы находились в ведении Военного министерства, казённые участки как свободные, так и переданные в пользование крестьянам, числились за МГИ, а частные земли были в полной собственности владельцев, имевших право распоряжаться их поверхностью и недрами3. Грозненские месторождения в основном располагались на территории Терского войска, командование которого сумело превратить их в статью постоянного дохода. Вплоть до середины 1890-х гг. нефтеносные участки сдавались на откуп, а вырученные деньги поступали в войсковую казну. Между тем в Бакинском регионе откупная система была отменена ещё в 1872 г. 2. Юшкин Е.М. Материалы по грозненской нефтяной промышленности. Т. I. Владикавказ, 1906. С. 2; Колосов Л.Н. Очерки истории промышленности и революционной борьбы рабочих Грозного против царизма и монополий (1803–1917 гг.). Грозный, 1962. С. 15–56.

3. Притула А.Ф. Грозненская нефтяная и терская горная промышленность перед национализацией. М.; Л., 1925. С. 58–59.
3 Весной 1890 г. инженер А.М. Коншин по заданию Кавказского горного управления обследовал Грозненский район и выявил надёжные нефтяные пласты. Перспективными для промышленной разработки он признал Грозненское, Мамакаевское, Беноевское, Дылымовское, Чанты-Аргунское, Исти-Суйское, Вознесенское, Брагунское и другие месторождения4. Эти прогнозы привлекли внимание предпринимателей. В 1893 г. началось движение по линии Беслан–Петровск Владикавказской железной дороги, которая прошла через Грозный и с одной стороны соединила его с южными и центральными губерниями через Ростов-на-Дону, а с другой – обеспечила выход к Каспийскому морю и волжскому речному пути5. Это позволило доставить в Грозный необходимое оборудование и приступить к бурению скважин. 6 октября 1893 г. на Алхан-Юртовском участке, арендуемом И.А. Ахвердовым, забил первый фонтан, который за две недели дал 150 тыс. пудов нефти. Это вызвало настоящий ажиотаж, повсюду заговорили о том, что грозненское «эльдорадо» сулит сказочные прибыли. Так началась промышленная разработка нефтяных ресурсов Терской области. В том же году в окрестностях Грозного появился второй фонтан, а в 1894 г. – ещё два. В январе 1894 г. был утверждён устав первого акционерного общества края – Грозненского нефтепромышленного товарищества, основанного А.Р. Русановским, а в июне 1895 г. возникло Грозно-Днепровское нефтепромышленное общество (с 1898 г. – Санкт-Петербургское нефтепромышленное общество). В ночь на 27 августа 1895 г. на другом участке Ахвердова ударил мощный фонтан, который ежесуточно выбрасывал сотни тысяч пудов «чёрного золота». Нефть прорвала земляную плотину, затопила вышки, подъездные пути и прилегающую территорию. Известие об этом облетело всю страну, развеяв последние сомнения в перспективности грозненских месторождений. Нефтедобыча в районе увеличилась с 8 млн пудов в 1893 г. до 28,5 млн – в 1895 г. В апреле 1896 г. последовало учреждение Общества Грозненского нефтяного производства «И.А. Ахвердов и К°». На долю этой фирмы в 1896 г. пришлось 67,9% добытой продукции, на компанию Русановского – 17,9%, на Грозно-Днепровское нефтепромышленное общество – 1,2%. В 1895–1896 гг. в окрестностях Грозного открылись три завода по переработке нефти6. 4. Коншин А.М. Геологическое описание Грозненской нефтяной площади и нефтяных месторождений Терской области и Каспийского побережья // Материалы для геологии Кавказа. Сер. 2. Кн. 6. СПб., 1892. С. 47–102.

5. Харин Ю.Г. Исторический опыт развития транспортной инфраструктуры Северного Кавказа на примере Владикавказской железной дороги (последняя треть XIX – начало XX в.). Пятигорск, 2003. С. 58.

6. Алекперов В.Ю. Нефть России: настоящее, прошлое и будущее. М., 2011. С. 123–126.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1129

Оценка читателей: голосов 0

1. Алекперов В.Ю. Нефть России: настоящее, прошлое и будущее. М., 2011. С. 123–126.

2. Багаева Е.М. Британский капитал в нефтяной промышленности Кубани в начале XX в. // Британцы и народы Юга России: проблемы взаимовлияния. Сборник научных статей. Краснодар, 2015. С. 186–191.

3. Даукаев А.А. История и перспективы развития геолого-разведочных и научно-исследовательских работ на нефть и газ на Северном Кавказе (XIX–XXI вв.). М., 2018. С. 59–64.

4. Дубовицкий М.М. Иностранный капитал в нефтяной промышленности Кубани // Об особенностях империализма в России. М., 1963. С. 363–370.

5. Дубовицкий М.М. Иностранный капитал в нефтяной промышленности Кубани // Об особенностях империализма в России. М., 1963. С. 370–372.

6. Журавлёв В.В. Общество Владикавказской железной дороги и развитие нефтепромышленности на Северном Кавказе // Очерки социально-экономической и политической истории СССР. М., 1964. С. 230–233.

7. Зив В.С. Иностранные капиталы в русской нефтяной промышленности. Пг., 1916. С. 20, 21.

8. Исаева Р.М. Терское отделение Русского технического общества: зарождение и становление (1899–1913 гг.) // История науки и техники. 2007. № 3. С. 25–32.

9. Колосов Л.И. Соотношение русских и иностранных капиталов в грозненской нефтяной промышленности к 1903 г. // Учёные записки Грозненского государственного педагогического института. Серия историческая. 1957. № 9. С. 43, 44, 58, 59.

10. Колосов Л.Н. «Алдынский бум» (Борьба вокруг грозненской нефти в 1910–1917 годах) // Вопросы истории капиталистической России: проблема многоукладности. Свердловск, 1972. С. 217–221.

11. Колосов Л.Н. Возникновение организации крупного капитала – съезда терских нефтепромышленников (Из истории грозненской нефтяной промышленности) // Учёные записки Грозненского государственного педагогического института. Серия историческая. 1953. № 8. С. 102–122.

12. Колосов Л.Н. Очерки истории промышленности и революционной борьбы рабочих Грозного против царизма и монополий (1803–1917 гг.). Грозный, 1962. С. 15–56.

13. Коншин А.М. Геологическое описание Грозненской нефтяной площади и нефтяных месторождений Терской области и Каспийского побережья // Материалы для геологии Кавказа. Сер. 2. Кн. 6. СПб., 1892. С. 47–102.

14. Лебедик Н.И. Из истории образования и деятельности акционерного общества Армавир-Туапсинской железной дороги (1909–1917 гг.) // Об особенностях империализма в России. С. 394–402.

15. Пономарёв К.П., Штейнер С.И. Очерки истории нефтяной промышленности Кубани. М., 1958. С. 33–60.

16. Поплетеева Г.А. Государственное регулирование нефтедобычи на землях Кубанского и Терского казачьих войск в XIX в. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 4. С. 216–221.

17. Потолов С.И. Начало монополизации грозненской нефтяной промышленности (1893–1903 гг.) // Монополии и иностранный капитал в России. М.; Л., 1962. С. 97.

18. Притула А.Ф. Грозненская нефтяная и терская горная промышленность перед национализацией. М.; Л., 1925. С. 58–59.

19. Рыжова А.В. Британский бизнес в Баку и Майкопе: ожидания и результаты // Нефтяное хозяйство. 2007. № 1. С. 109–111.

20. Степанов В.Л. Государственное регулирование кавказской нефтяной промышленности в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917 г.) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. 2018. № 12. С. 63–68.

21. Судьбы России. Доклады и записки государственных деятелей императорам о проблемах экономического развития страны (вторая половина XIX в.) / Публ. Л.Е. Шепелева. СПб., 1999. С. 339–347.

22. Харин Ю.Г. Исторический опыт развития транспортной инфраструктуры Северного Кавказа на примере Владикавказской железной дороги (последняя треть XIX – начало XX в.). Пятигорск, 2003. С. 58.

23. Эвентов Л.Я. Иностранный капитал в нефтяной промышленности России. 1874–1917. М.; Л., 1925. С. 25, 26.

24. Юшкин Е.М. Материалы по грозненской нефтяной промышленности. Т. I. Владикавказ, 1906. С. 2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх