Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть II. Особенности привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях

 
Код статьиS020595920012586-0-1
DOI10.31857/S020595920012586-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Российская Федерация
Должность: Аспирантка
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Университетская набережная, д. 7–9
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Университетская набережная, д. 7–9
Должность: доцент
Аффилиация: Адыгейский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 6
Страницы48-56
Аннотация

Исследования привязанности у детей с опытом институционализации свидетельствуют о зависимости частоты проявлений типов привязанности от множества факторов, которые описаны в настоящем информационно-аналитическом обзоре. Представленная в предыдущем номере журнала первая часть работы была направлена на анализ исследований привязанности у детей в сиротских организациях. Цель второй части ― обсуждение особенностей привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях. Результаты обзора свидетельствуют о том, что основные направления исследований связаны с изучением особенностей формирующейся привязанности у детей в зависимости от тяжести условий в учреждении, возраста принятия и длительности проживания ребенка в замещающей семье, вида замещающей семьи, чувствительности родителя при взаимодействии с ребенком. В обсуждении подчеркивается значение для формирования привязанности качества социально-эмоционального окружения ребенка, необходимость использования научно обоснованных программ сопровождения замещающих семей; выделяются новые направления исследований. Сделаны выводы о том, что у детей в замещающих семьях, по сравнению с детьми, проживающими в учреждениях, чаще формируется безопасная привязанность и реже — дезорганизованная привязанность. Указывается, что положительные особенности формируемой привязанности связаны прежде всего с более ранним возрастом принятия ребенка в замещающую семью.

Ключевые словаПривязанность, дети, опыт институционализации, замещающая семья, научно обоснованные программы сопровождения
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-113-50402\19.
Получено15.11.2020
Дата публикации27.11.2020
Кол-во символов25853
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1046

Оценка читателей: голосов 0

1. Ainsworth M.D.S., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation. Hillsdale. N.J.: Erlbaum, 1978.

2. Bakermans-Kranenburg M.J., Steele H., Zeanah C.H., Muhamedrahimov R.J., Vorria P., Dobrova-Krol N.A., Steele M., Van IJzendoorn M.H., Juffer F., Gunnar M.R. Attachment and emotional development in institutional care: characteristics and catch up // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2011. V. 76. № 4. P. 62–91.

3. Barone L., Ozturk Y., Lionetti F. The key role of positive parenting and children’s temperament in post‐institutionalized children’s socio‐emotional adjustment after adoption placement. A RCT study // Social Development. 2019. V. 28. № 1. P. 136–151.

4. Bernard K., Dozier M., Bick J., Lewis-Morrarty E., Lindhiem O., Carlson E. Enhancing attachment organization among maltreated children: Results of a randomized clinical trial // Child Development. 2012. V. 83. № 2. P. 623–636.

5. Bowlby J. Attachment and loss. 1. Attachment. N.Y.: Basic Books, 1969.

6. Chaffin M., Hanson R., Saunders B.E., Nichols T., Barnett D., Zeanah C., Berliner L., Egeland B., Newman E., Lyon T., LeTourneau E., Miller-Perrin C. Report of the APSAC Task Force on Attachment Therapy, Reactive Attachment Disorder, and Attachment Problems // Child Maltreatment. 2006. V. 11. № 1. P. 76–89.

7. Chisholm K. A three year follow-up of attachment and indiscriminate friendliness in children adopted from Romanian orphanages // Child Development. 1998. V. 69. № 4. P. 1092–1106.

8. Dozier M., Bernard K. Coaching parents of vulnerable infants: attachment and biobehavioral catch-up approach. N.Y.: Guilford Press, 2019.

9. Fisher P.A., Gunnar M.R., Dozier M., Bruce J., Pears K.C. Effects of therapeutic interventions for foster children on behavioral problems, caregiver attachment, and stress regulatory neural systems // Annals of the New York Academy of Sciences. 2006. V. 1094. P. 215–225.

10. Goldfarb W. The effects of early institutional care on adolescent personality // Journal of Experimental Education. 1943. V. 12. P. 106–129.

11. Hodges J., Tizard B. Social and family relationships of ex-institutional adolescents // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1989. V. 30. P. 77–97.

12. Juffer F., Struis E., Werner C., Bakermans-Kranenburg M.J. Effective preventive interventions to support parents of young children: Illustrations from the Video-feedback Intervention to promote Positive Parenting and Sensitive Discipline (VIPP-SD) // Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2017. V. 45. № 3. P. 202–214.

13. Muhamedrahimov R.J., Chernego D.I., Dozier M., Aslamazova L.A. Attachment Based Early Intervention for Young Children with Institutional Experience Following Substitute Family Care // Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). 2019. P. 163–164.

14. O’Connor T.G., Marvin R.S., Rutter M., Olrick J.T., Britner P.A. Child-parent attachment following early institutional deprivation // Development and Psychopathology. 2003. V. 15. № 1. P. 19–38.

15. O’Connor T.G., Rutter M., Beckett C., Keaveney L., Kreppner J.M. The English and Romanian Adoptees Study Team. The effects of global severe privation on cognitive competence: Extension and longitudinal follow-up // Child Development. 2000. V. 71. P. 376–390.

16. O’Connor T.G., Rutter M. The English and Romanian Adoptees Study Team. Attachment disorder behavior following early severe deprivation: Extension and longitudinal follow-up // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2000. V. 39. №. 6. P. 703–712.

17. Rutter M., Sonuga-Barke E.J. Conclusions: Overview of findings from the ERA study, inferences, and research implications // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2010. V. 75. P. 212–229.

18. Smyke A.T., Zeanah C.H., Fox N.A., Nelson C.A., Guthrie D. Placement in foster care enhances quality of attachment among young institutionalized children // Child Development. 2010. V. 81. P. 212–223.

19. Smyke A.T., Zeanah C.H., Gleason M.M., Drury S.S., Fox N.A., Nelson C.A., Guthrie D.G. A randomized controlled trial of foster care vs. institutional care for children with signs of reactive attachment disorder // American Journal of Psychiatry. 2012. V. 169. № 5. P. 508–514.

20. Soares I., Belsky J., Oliveira P., Silva J., Marques S., Baptista J., Martins C. Does early family risk and current quality of care predict indiscriminate social behavior in institutionalized Portuguese children? // Attachment & Human Development. 2014. V. 16. № 2. P. 137–148.

21. Sonuga-Barke E., Kennedy M., Kumsta R., Knights N., Golm D., Rutter M., Maughan B., Schlotz W., Kreppner J. Child-to-adult neurodevelopmental and mental health trajectories after early life deprivation: the young adult follow-up of the longitudinal English and Romanian Adoptees study // Lancet. 2017. V. 389. P. 1539–1548.

22. Sroufe A., Egeland B., Carlson E., Collins A. The development of the person: the Minnesota study of risk and adaptation from birth to adulthood. N.Y.: The Guilford Press, 2005.

23. The St. Petersburg–USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. V.73. №. 3. St. Petersburg: Blackwell Publishing Ltd, 2009.

24. Timmer S.G., Urquiza A.J., Zebell N. Challenging foster caregiver–maltreated child relationships: The effectiveness of Parent-Child Interaction Therapy // Children and Youth Services Review. 2006. V. 28. P. 1–19.

25. Van den Dries L., Juffer F., Van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J., Alink L.R. Infants' responsiveness, attachment, and indiscriminate friendliness after international adoption from institutions or foster care in China: application of Emotional Availability Scales to adoptive families // Developmental Psychopathology. 2012. V. 24. №. 1. P. 49–64.

26. Van den Dries L., Juffer F., Van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J. Fostering security? A meta-analysis of attachment in adopted children // Child Youth Services Review. 2009. V. 31. P. 410–421.

27. Van IJzendoorn M.H., Juffer F. Adoption as intervention. Meta-analytic evidence for massive catch-up and plasticity in physical, socio-emotional and cognitive development // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. V. 47. P. 1228–1245.

28. Van IJzendoorn M.H., Schuengel C., Bakermans-Kranenburg M.J. Disorganized attachment in early childhood: Meta-analysis of precursors, concomitants, and sequelae // Development and Psychopathology. 1999. V. 11. P. 225−249.

29. Van IJzendoorn M.H., Vereijken C.M.J.L., Bakermans-Kranenburg M.J., Riksen-Walraven J.M. Assessing attachment security with the attachment Q Sort: Meta-Analytic evidence for the validity of the observer AQS // Child Development. 2004. V. 75. № 4. P. 1188–1213.

30. Vorria P., Ntouma M., Vairami M., Rutter M. Attachment relationships of adolescents who spent their infancy in residential group care: The Greek Metera study // Attachment & Human Development. 2015. V. 17. № 3. P. 257–271.

31. Zeanah C.H., Nelson C.A., Fox N.A., Smyke A.T., Marshall P., Parker S.W., Koga S. Designing research to study the effects of institutionalization on brain and behavioral development: The Bucharest Early Intervention Project // Development and Psychopathology. 2003. V. 15. № 4. P. 885–907.

32. Zeanah C.H, Smyke A.T., Dumitrescu A. Attachment disturbances in young children. II: Indiscriminate behavior and institutional care // Journal of the American Academy of Child Adolescent Psychiatry. 2002. V. 41. № 8. P. 983–989.

33. Zeanah C.H., Smyke A.T., Koga S.F., Carlson E., The BEIP Core Group. Attachment in institutionalized and community children in Romania // Child Development. 2005. V. 76. № 5. P. 1015–1028.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх