«Поднебесная» или «Азия»? Об утопических установках современной политики в Дальневосточном регионе

 
Код статьиS013128120013886-5-1
DOI10.31857/S013128120013886-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор-исследователь
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №1
Страницы130-146
Аннотация

<p >В статье рассмотрены мировоззренческие посылки и исторические следствия двух влиятельных в регионе Дальнего Востока политических концепций: «новой Поднебесной» и «Азии как метода». По мнению автора, политика в странах Дальнего Востока традиционно основывалась на категориях «пустоты» и «превращения», сформировавших особый тип утопического сознания, в центре которого находился мотив совместности всего сущего в рамках двуединства единого и единичного. «Новая Поднебесная» отражает глобальные устремления КНР, оставляя место для локальной специфики. Концепция «метода как Азии», нацеленная на «деколонизацию» и «деимпериализацию» в рамках содружества равноправных государств, популярна в Японии, Южной Корее, Тайване и Гонконге. Автор рассматривает характер конфронтации двух этих теорий и возможные пути их интеграции.

Ключевые словаДальний Восток, политика, утопия, «новая Поднебесная», «Азия как метод», глобализация, локальность
Получено16.02.2021
Дата публикации01.03.2021
Кол-во символов49000
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Политика и утопия

2 Вопрос о месте утопического начала в политической теории и практике в цивилизации Дальнего Востока1 был поставлен в конце моей предыдущей статьи в журнале2. Данная публикация продолжает исследование этого вопроса на материале двух влиятельных политических концепций в Китае и сопредельных с ним странах: проекта «новой Поднебесной» и проекта «Азии как метода». 1. В научной литературе это понятие указывает на общую основу мировоззрения и культурных традиций стран Дальнего Востока. Reischauer E.O., Fairbank J.K., Craig A.M. A History of East Asian Civilization. Boston: Houghton Mifflin, 1960.

2. Малявин В.В. К пониманию глобальной стратегии Китая // Проблемы Дальнего Востока, 2019. № 6. С. 96–108.
3 Говоря об утопических основаниях политики в странах Дальнего Востока, нужно помнить о существенных отличиях того, что принято называть утопией на Западе, от сходных явлений на Востоке. Западная утопия, особенно в эпоху Модерна, основана на постулатах формальной рациональности. Ее главный принцип — параллелизм мышления и бытия, обеспечивающий логическую стройность суждения. Как следствие, рационализм Модерна раскалывает целостность мира на оппозиции духа и материи, сознания и тела, субъекта и так называемой объективной действительности, буквального и переносного смыслов и т.д. Соответственно, утопия Модерна является формальной, вынесенной вовне и сводимой к абстрактным идеям, по сути, чисто идеологической конструкцией. Ее содержание исчерпывается самоочевидными истинами рассудка, что и сообщает ей известную привлекательность. «Уберите небо, оставьте только “новую землю”, и вы постигнете секрет и формулу утопических систем», — замечает французский философ Э. Чоран3. Как все оппозиции в рамках европейского рационализма, утопия и действительность находятся здесь в неустойчивых, внутренне противоречивых отношениях: с одной стороны, утопия разумна и в этом смысле действительна, но, с другой стороны, она остается отделенной от актуального положения вещей и недостижимой. Поэтому в общественном сознании она играет в основном роль назидательную и эстетическую. 3. Cioran E. Histoire et utopie. Paris: Gallimard, 1990. P. 105.
4 В мировоззрении Дальнего Востока, неизменно руководствующемся цельностью мира, утопическое начало укоренено в непосредственном переживании жизни. Его основанием служит интуиция динамизма жизни, неисчерпаемого разнообразия жизненных метаморфоз, и оно опирается как раз на «небесное», т. е. духовное, внутреннее, символическое измерение опыта. В потоке превращений имеется, конечно, внутренняя преемственность, но она предстает не данностью, а, скорее, заданностью опыта и знания. В свете философемы превращения все в мире в равной мере присутствует и отсутствует, реально и иллюзорно. Следовательно, все есть подобие, мнимость, и притом все существует, как полярные величины, в свободной совместности: разные жизненные миры продолжаются друг в друге, но каждый момент превращения исключителен и несравненен. Всеобщий Путь, или Дао, есть «чудесная», «сокровенная» связь вещей в необозримом мареве жизненных перемен. Речь идет о неизмеримой, одновременно предельно малой и предельно большой, дистанции4. В таком случае мудрость есть не что иное, как интуитивное знание универсума вне пространственно-временных параметров существования. В древних даосских памятниках встречается рассказ о мудреце Кан Цан-цзы, который говорил о себе: 4. Классическое определение реальности в китайской традиции гласит: «такое большое, что не имеет ничего вне себя, и такое малое, что не имеет ничего внутри себя». Заметим, что эти два полюса оси бытия неотличимы друг от друга.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 129

Оценка читателей: голосов 0

1. Дао-Дэ цзин. Книга о Пути жизни, пер. В.В. Малявина. Москва: Феория, 2010.

2. Кайзерлинг Г. Путевой дневник философа. СПб: Владимир Даль, 2010.

3. Ле-цзы. Даосские каноны в переводе В.В. Малявина. Философская проза. Книга 1. Иваново: Роща, 2017.

4. Малявин В. Евразия и всемирность. Москва: Рипол классик, 2015. Глава «Археоистория».

5. Малявин В. Китайский этос, или Дар покоя. Иваново: Роща, 2016.

6. Малявин В.В. Глобализация: стратегическое подполье Китая // «Ведомости». 28.03.2007.

7. Малявин В.В. К пониманию глобальной стратегии Китая // Проблемы Дальнего Востока, 2019. № 6.

8. Малявин В.В. Китайский этос, или Дар покоя. Иваново: Роща, 2016.

9. Малявин В.В. Пространство в китайской цивилизации. Москва: Феория, 2014.

10. Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового Времени. Москва: АСТ, 2019.

11. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: Ювента, 1999.

12. Рерих Н. Алтай — Гималаи. Москва: Мысль, 1974.

13. Фэн Цзицай. Повести и рассказы. М.: Радуга, 1987.

14. Чжуан-цзы. Даосские каноны в переводе В.В. Малявина. Кн. 2. Ч. 1. Иваново: Роща, 2017.

15. Arif D. Literary Identity/Cultural Identity: Being Chinese in the Contemporary World. MCLC Resource Center Publication. September 2013.

16. Bloch E. The Spirit of Utopia. Stanford: Stanford University Press, 2000.

17. Chen Kuan-Hsing. Asia as Method: Toward Deimperialization. Raleigh, N.C.: Duke University Press, 2010.

18. Cioran E. Histoire et utopie. Paris: Gallimard, 1990.

19. Hong Kong Culture and Society in the New Millennium. Hong Kong as Method. Ed. by Yiu-Wai Chu. Singapore: Springer, 2017.

20. Ivy M. Discourses of the Vanishing: Modernity, Phantasm, Japan. Chicago: University of Chicago Press, 1995.

21. Leder D. The Absent Body. Chicago: University of Chicago Press, 1990.

22. Marin L. Utopics: Spatial Play. New Jersey: Humanities, 1984. Preface, p. XIII.

23. Martin J. Civilizational State versus Nation-state. URL: http://www.martinjacques.com/articles/ (дата обращения: 11.01.2021).

24. Pye L.W. The Spirit of Chinese Politics. Cambridge, Ma.: Harvard University Press, 1992.

25. Rajadhyaksha A. Hong Kong from the outside: four keywords // Inter-Asia Cultural Studies 16 (3), 2015.

26. Reischauer E.O., Fairbank J.K., Craig A.M. A History of East Asian Civilization. Boston: Houghton Mifflin, 1960.

27. Tu Wei-ming. Multiple Modernities: A Preliminary Inquiry into the Implications of East Asian Modernity // Culture Matters. How Values Shape Human Progress. Ed. by L.W. Harrison and S.P. Huntington. New York: Basic Books, 2000.

28. What is Modernity? Writings of Takeuchi Yoshimi. Tr. by R.F. Calichman. New York: Columbia University Press, 2004.

29. Бай Юнжуй (Пэк Ёнсо). Дунъя диюй цзысюй: (Региональный порядок в Восточной Азии) // Сысян. 2006. № 3.

30. Ван Фучжи. «Чжуан-цзы» цзе: (Разъяснение «Чжуан-цзы»). Тайбэй: Хэло тушу, 1974.

31. Ван Хуэй. Сяньдай чжунго сысян ды синци: (Подъем современной китайской мысли). Шанхай: Саньлянь шудянь, 2004. Т. 1.

32. Гэ Чжаогуан. Дуй тянься ды сянсян: (Вообразить Поднебесную) // Сысян. 2015. № 29.

33. Ито Кокан, Дзэн то коан: (Дзэн и коан). Токио: Сюндзюся, 1970.

34. Сюй Цзилинь. Синь тянься чжуи юй чжунго дэ нэйвай цзысюй: (Идея новой Поднебесной и внутренний и внешний порядок Китая) // Чжиши фэньцзы луньцун. Вып. 13. 2015.

35. Фэн Цзицай. Повести и рассказы. М.: Радуга, 1987.

36. Чжан Вэйвэй. Чжунго чжэньгань: игэ вэньминсин гоцзя де синци: (Китай встрепенулся: возвышение государства цивилизационного типа). Шанхай: Шанхай жэньминь, 2011.

37. Чэнь Юнь. Тянься хо тянь ди чжи цзянь: чжунго сысян ды гудянь шиюй: (Поднебесная, или между Небом и Землей: классическая перспектива китайской мысли). Шанхай: Шанхай шудянь, 2007.

38. Яо Чжунцю, Хуася чжили цзысюй ши: (История порядка управления в Хуася). Т. 1. Хайкоу: Хайнань, 2012.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх