Продление СНВ-3: конец или начало?

 
Код статьиS086904990014052-9-1
DOI10.31857/S086904990014052-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 2
Страницы7-20
Аннотация

В статье представлен анализ вероятных целей и позиций России и США по контролю над ядерными вооружениями. Администрация США ставит целью договоренности с РФ по контролю над всеми ядерными арсеналами сторон, включая тактическое ядерное оружие (ТЯО). Предусмотрено привлечь Китай в переговоры по ядерным вооружениям на двусторонней или многосторонней основе для установления контроля над китайским ядерным арсеналом – без сокращения ядерных арсеналов. Вероятная позиция России на переговорах – решение проблемы ПРО, стратегических высокоточных неядерных вооружений и космических вооружений. Авторы считают, что без вы- сокого уровня доверия между сторонами вряд ли можно говорить о благоприятных перспективах продолжения диалога по контролю над вооружениями в обозримом будущем.

Ключевые словаконтроль над вооружениями, ядерное оружие, договор СНВ-3, переговоры, ядерные боезаряды, тактическое ядерное оружие, противоракетная оборона, стратегические высокоточные неядерные вооружения, космические вооружения
Получено31.05.2021
Дата публикации01.06.2021
Кол-во символов39502
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 3 февраля 2021 г. Россия и США обменялись дипломатическими нотами о вступлении в силу соглашения, продлевающего действие Нового Договора о СНВ (в России принято называть этот Договор СНВ-3) на последующие пять лет. Это произошло за два дня до истечения срока действия данного Договора, подписанного президентами РФ и США Д. Медведевым и Б. Обамой в апреле 2010 г. и вступившего в силу 5 февраля 2011 г. Сам Договор в Статье ХIV предусматривает возможность его однократного продления на срок «не более пяти лет» после совместного рассмотрения вопроса и достижения согласия. Следует отметить, что до окончания президентских выборов в США и прихода к власти администрации Дж. Байдена перспективы продления Договора выглядели более чем сомнительными. На протяжении почти всего 2020 г. администрация Д. Трампа «обставляла» свое согласие на его продление такими условиями, что даже оптимисты приходили к печальному выводу, что Россия и США останутся без последнего соглашения в сфере ограничения стратегических вооружений на неопределенный период времени в будущем. Теперь, по крайней мере, на последующие пять лет стороны будут иметь высокую степень предсказуемости развития стратегических ядерных арсеналов с реальной возможностью проверить выполнение принятых на себя обязательств в соответствии с действующим Договором.
2 Факт продления Договора СНВ-3 поставил новые вопросы перед политиками и экспертным сообществом двух стран. Главный из них —рассматривать ли упомянутое достижение как начало нового периода отношений России и США в сфере контроля над вооружениями, или же его следует считать завершением процесса и новых договоренностей ожидать не приходится. Не претендуя на полноту освещения всех нюансов проблемы, все же попробуем оценить, какие подходы могут лежать в основе будущих договоренностей по контролю над ядерными вооружениями, и насколько они приемлемы для возможных новых соглашений между сторонами.
3 Аргументы против продления СНВ-3 в США
4 Продление СНВ-3 как бы подвело определенную черту под обсуждением вопроса, насколько Соединенные Штаты были заинтересованы в сохранении этого соглашения. Однако сам факт отнюдь не означает, что аргументы противников СНВ-3 полностью утратили свою силу и перестали оказывать влияние на политику безопасности США. Напротив, администрации Дж. Байдена, возможно, уже в ближайшем будущем придется учитывать настроения части военно-политического истеблишмента страны при выработке своей позиции по дальнейшим шагам в области контроля над ядерными вооружениями. Известно, что с самого начала новая американская администрация дала ясно понять: контроль над вооружениями будет находиться среди ее приоритетов. Об этом заявили как президент Дж. Байден, так и Госсекретарь США А. Блинкен [Blinken 2021].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 606

Оценка читателей: голосов 0

1. Владимир Путин провел в Сарове «круглый стол» по вопросам национальной безопасности (2012) (http:// www.1tv.ru/news/polit/199931).

2. Вступительное слово заместителя Министра иностранных дел С.А.Рябкова в ходе брифинга на площадке МИА «Россия Сегодня», посвященного вопросам контроля над вооружениями и стратегической стабильности. 11.02 (2021) (https://www.mid.ru/ru/press_service/deputy_ministers_speeches/-/asset_publisher/O3publba0Cjv/content/id/4570219)

3. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в рамках сегмента высокого уровня Конференции по разоружению, Москва. 24.02 (2021) (https://www.mid.ru/ru/press_service/ minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/4594359).

4. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, 8 апреля 2010 г. (2010) (http://www.kremlin.ru/supplement/512).

5. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г. (1972) (https://armscontrol.ru/start/rus/docs/abm-treaty.htm).

6. Заявление МИД России о ситуации с продлением ДСНВ. 20.10 (2020) (https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/4395765).

7. Мясников Е. (2010) О взаимосвязи стратегических ядерных и неядерных вооружений в новом договоре СНВ (http://www.armscontrol.ru/pubs/em071610.htm).

8. Послание Президента Федеральному Собранию 01.03. (2018) (http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957).

9. Савельев А. (2020) Уместно ли «на троих»? О возможных последствиях вовлечения Китая в переговоры по ядерному разоружению // Россия в глобальной политике, № 4 (июль/август) (https://globalaffairs.ru/articles/ umestno-li-na-troih/).

10. Саможнев А. (2020) Маневры на грани безумия. ВВС Германии отрабатывают сценарий ядерной войны // Российская Газета. 15.10 (https://rg.ru/2020/10/15/vvs-germanii-proveli-tajnye-ucheniia-na-sluchaj-iadernoj-vojny.html).

11. Blinken A. (2021) On the Extension of the New START Treaty with the Russian Federation // Press Statement. February 3 (https://www.state.gov/on-the-extension-of-the-new-start-treaty-with-the-russian-federation/).

12. Gertz B. (2020) Envoy says China is key to new arms deal with Russia. [online] // The Washington Times, May 7 (https://m.washingtontimes.com/news/ 2020/may/7/marshall-billingslea-says-new-start-fate-hangs-chi/).

13. New Start Treaty Mythbusters. Fact Sheet (2021) February 3. (https://www.state.gov/new-start-treaty-mythbusters/).

14. Renewing America’s Advantages. Interim National Security Strategic Guidance. March (2021) (https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/ 2021/03/NSC-1v2.pdf).

15. Tosaki H. (2019) Nuclear arms control in a post-INF Treaty period: a chance to engage China? [online] // The Japan Institute of International Affairs. JIIA Strategic Comments (№ 9). March 19.

16. U.S. Successfully Conducts SM-3 Block IIA Intercept Test Against an Intercontinental Ballistic Missile Target. US Dept. of Defense. 17.11 (2020) (https://www.defense.gov/Newsroom/Releases/Release/Article/2417334/us-successfully-conducts-sm-3-block-iia-intercept-test-against-an-intercontinen/).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх