Популярная музыка в контексте современных культурных исследований: формирование и академизация popular music studies

 
Код статьиS086904990011612-5-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Стажер-исследователь
Аффилиация:
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”
Факультет истории НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, 107031, Москва, Петровка ул., д. 12
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 5
Страницы163-176
Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования современных исследований популярной музыки в русле cultural studies, этапам становления нового дисциплинарного поля и основным дискуссионным вопросам. Традиционными сферами исследования музыки являются музыковедение и социология музыки, в рамках каждой из дисциплин разработаны определенный взгляд на музыку, охватывающий разные стороны “музыкального”, и подходы к ее изучению. Тем не менее интерес к феномену популярной музыки и осознание необходимости выработки академического инструментария для ее анализа связаны прежде всего с культурными исследованиями, сосредоточенными на изучении современных популярных культурных форм. Статус исследований популярной музыки долгое время оспаривался “традиционными” дисциплинами, в которых подвергались сомнению их легитимность и научность. Дискуссии о природе популярной музыки, инициированные новыми исследователями музыки в 1980-е гг., оказали существенное влияние не только на формирование представления о популярной музыке как сложном культурном явлении и складывание отдельного направления культурных исследований популярной музыки, но и значительно трансформировали “традиционные” музыковедческие дисциплины. Автор отдельно рассматривает процесс академизации и особенности междисциплинарного проекта popular music studies, ставшего в настоящее время базовым подходом к пониманию, проблематизации и анализу популярной музыки.

Ключевые словапопулярная музыка, музыковедение, социология музыки, культурные исследования, popular music studies, формирование дисциплинарного поля
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ 2015 г.
Получено17.09.2020
Дата публикации17.10.2015
Кол-во символов1411
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 460

Оценка читателей: голосов 0

1. Адорно Т. (1999) Избранное: социология музыки. СПб.: Университетская книга.

2. Beaud P. (1982) Et si lТon reparlait dТAdorno? // Popular Music Perspectives. Papers from the First International Conference on Popular Music Research. Amsterdam, June 1981. The International Association for the Study of Popular Music. GoteborgЦExeter: Goteborg Univ., pp. 82Ц92.

3. Blacking J. (1973) How Musical is Man? Seattle: Univ. of Washington Press.

4. Bowden B. (1982) Performed Literature: Words and Music by Bob Dylan. Bloomington: Indiana Univ. Press.

5. Braun M. (1964) Love Me Do! The Beatles Progress. London: Penguin.

6. Cloonan M. (2005) What is Popular Music Studies? Some observations // British Journal of Music Education, vol. 22, no. 1, pp. 77Ц93.

7. Covach J. (1999) Popular Music, Unpopular Musicology // Rethinking Music. Oxford: Oxford Univ. Press, pp. 452Ц470.

8. Covach J. (1997) We WonТt Get Fooled Again: Rock Music and Musical Analysis // Keeping Score: Music, Disciplinarily, Culture. Charlottesville: Univ. Press of Virginia, pp. 75Ц90.

9. Cutler C. (1985) What is Popular Music? // Popular Music Perspectives 2. Papers from the Second International Conference on Popular Music Studies. Reggio Emilia. September 19Ц24, 1983. GoteborgЦExeterЦOttawaЦReggio Emilia: A. Weaton & Co. Ltd. Exeter. Pp. 3Ц12.

10. Fabbri F. (1982a) A Theory of Music Genres: Two Applications // Popular Music Perspectives. Papers from the First International Conference on Popular Music Research, Amsterdam, June 1981. The International Association for the Study of Popular Music. GoteborgЦExeter: Goteborg Univ., pp. 52Ц81.

11. Fabbri F. (1982b) What Kind of Music? // Popular Music, no. 2, pp. 131Ц144.

12. Friedman R. (1968) The Beatles: Words without Music. New York: Grosset & Dunlap.

13. Frith S. (1978) The Sociology of Rock (Communication and Society). London: Constable.

14. Frith S. (1982) The Sociology of Rock Ц Notes from Britain // Popular Music Perspectives. Papers from the First International Conference on Popular Music Research. Amsterdam. June 1981. The International Association for the Study of Popular Music. GoteborgЦExeter: Goteborg Univ., pp. 142Ц154.

15. Frith S. (1989) Why Do Songs Have Words // Contemporary Music Review, vol. 5, pp. 77Ц96.

16. Frith S. (2007) Taking Popular Music Seriously: Selected Essays. Aldershot: Ashgate.

17. Griffiths D. (1999) The High Analysis of Low Culture // Music Analysis, vol. 18, no. 3, pp. 389Ц434.

18. Hall S. (1980) Encoding/Decoding // Culture, Media, Language: Working Papers in Cultural Studies, 1972Ц1979. London: Hutchinson, pp. 128Ц138.

19. Hebdige D. (1979) Subculture: Meaning of Style. Florence (KY): Routledge.

20. Hesmondhalgh D. (1996) Flexibility, Post-fordism and the Music Industries // Media, Culture & Society, no. 18, vol. 3, pp. 469Ц488.

21. Horn D. (2008) The Origins and Development of the Institute of Popular Music: an Interview // Popular Music History, vol. 3, no. 1, pp. 9Ц38.

22. Johnson R. (1986Ц1987) What Is Cultural Studies Anyway? // Social Text, no. 16. Winter, pp. 38Ц80.

23. Jones L. (1963) Blues People. New York: William Morrow/Apollo Editions.

24. Keil Ch. (1987) Participatory Discrepancies and the Power of Music // Cultural Anthropology, vol. 2, no. 3, pp. 275Ц283.

25. Keil Ch. (1966) Urban Blues. Chicago: Univ. of Chicago Press.

26. Krims A. (2003) Marxist Music Analysis without Adorno: Popular Music and Urban Geography // Analyzing Popular Music. Cambridge: Cambridge Univ. Press, pp. 131Ц157.

27. Laing D. (2008) Introduction to the Special Issue: 20 Years of the Institute of Popular Music // Popular Music History, vol. 3, no. 1, pp. 5Ц8.

28. Mann W. What Songs the Beatles Sang // The Times [Ёлектронный ресурс]. December 27, 1963. Friday. (http://www.beatlesbible.com/1963/12/27/the-times-what-songs-the-beatles-sang-by-williammann/).

29. Manuel P. (1993) Cassette Culture. Chicago: Univ. of Chicago Press.

30. Martin P.J. (1997) Sounds and Society: Themes in the Sociology of Music. Music and Society. Manchester: Manchester Univ. Press.

31. McClary S., Walser R. (1988) Start Making Sensel Musicology Wrestles with Rock // On Record: Rock, Pop and the Written Word. New York: Pantheon, pp. 277Ц292.

32. Mellers W. (1964) Music in a New Found Land. London: Barrie and Rockliff.

33. Middleton R. (1972) Pop Music and the Blues. London: Gollancz.

34. Middleton R. (1990) Studying Popular Music. Milton Keynes: Open Univ. Press.

35. Moore A.F. (2003) Analyzing Popular Music. Cambridge: Cambridge Univ. Press.

36. Moore A.F. (1993) Rock, the Primary Text: Developing a Musicology of Rock. Buckingham: Open Univ. Press.

37. Popular Music Studies (2002) / D. Hesmondhalgh, K. Negus (eds.). London: Bloomsbury Academic.

38. Small C. (1998) Musicking: the Meanings of Performing and Listening. Hanover (CT): Univ. Press of New England.

39. Stokes M. (1992) The Arabesk Debate. Oxford: Clarendon Press.

40. Tagg Ph. (1982) Analysing Popular Music: Theory, Method and Practice // Popular Music, vol. 2, pp. 37Ц67.

41. Tagg Ph. (1979) Kojak: 50 Seconds of Television Music. Goteborg: Musikvetenskapliga Institutionen.

42. Warner T. (2009) Approaches to Analyzing Recordings of Popular Music // The Ashgate Research Companion to Popular Musicology. Aldershot: Ashgate, pp. 131Ц147.

43. Whose Music? A Sociology of Musical Languages (1977) / J. Shepherd (ed.). London: Transaction Publishers.

44. Wicke P. (1990) Rock Music: Culture, Aesthetics and Sociology. Cambridge: Cambridge Univ. Press.

45. Williamson J., Cloonan M. (2007) Rethinking the Music Industry // Popular Music, vol. 26, no. 2, pp. 305Ц322.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх