Социально ответственное потребление в России: факторы и потенциал развития рыночных и нерыночных практик

 
Код статьиS086904990011525-9-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор, ведущий научный сотрудник
Аффилиация:
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, 101000 Москва, Мясницкая ул., 20
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы69-86
Аннотация

Социально ответственное (этичное) потребление в России делает первые шаги и пока весьма фрагментарно: в большинстве случаев потребители включаются в какой-то один вид практик, будь то этичный шопинг, этичные бойкоты или раздельный сбор мусора. В статье представлены результаты репрезентативного эмпирического исследования, направленного на выявление специфики качественного состава участников разных практик социально ответственного потребления, а также факторов включения россиян в них. Показано, что рыночные (этичный шопинг, бойкоты) и нерыночные (раздельный сбор мусора) практики определяются разными факторами и по-разному соприкасаются со сферой гражданского общества. Делается вывод о необходимости реализации дифференцированных стратегий в этой области со стороны НКО и управленческих групп разных уровней и типов.

Ключевые словасоциально ответственное/этичное потребление, этичные покупки, этичные бойкоты, раздельный сбор мусора, гражданское общество, гражданская активность, социальная солидарность, социальная ответственность
Источник финансированияСтатья подготовлена на основе результатов исследования, проведенного автором в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ
Получено14.09.2020
Дата публикации17.06.2017
Кол-во символов887
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 787

Оценка читателей: голосов 0

1. Бодрийяр Ж. (2002) Система вещей. М.: Рудомино.

2. Заславская Т.И. (2002) Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело.

3. Ильин В.И. (2000) Поведение потребителей. СПб.: Питер.

4. Козловски П. (1999) Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа.

5. Ставерен И. (2009) Этика эффективности // Вопросы экономики. № 12. C. 58–71.

6. Шабанова М.А. (2016) О социальном механизме становления новых потребительских практик в России // Социологические исследования. № 12. С. 14–25.

7. Шабанова М.А. (2012) Социоэкономика. М.: Экономика.

8. Шабанова М.А. (2006) Социоэкономика как наука и новая учебная дисциплина // Мир России. № 4. С. 94–115.

9. Шабанова М.А. (2015б) Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Вопросы экономики. № 5. С. 78–102.

10. Шабанова М.А. (2015а) Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества в России // Общественные науки и современность. № 5. С. 19–34.

11. Abdul-Muhmin A.G. (2007) Explaining Consumers’ Willingness to be Environmentally Friendly // International Journal of Consumer Studies. Vol. 31. No 3. Pp. 237–247.

12. Ariztia T., Kleine D., Brightwell D.G.S.L., Agloni N., Afonso R., Bartholo R. (2014) Ethical Consumption in Brazil and Chile: Institutional Contexts and Development Trajectories // Journal of Cleaner Production. Vol. 63. Pp. 84–92.

13. Boyer R. (2008) The Quest for Theoretical Foundations of Socio-Economics: Epistemology, Methodology or Ontology? // Socio-Economic Review. Vol. 6. No. 4. Pp. 733–746.

14. Cotte J., Trudel R. (2009) Socially Conscious Consumerism. A Systematic Review of the Body of Knowledge. Network for Business Sustainability Knowledge Project Series, University of Western Ontario/Boston University.

15. Deng X. (2013) Factors Influencing Ethical Purchase Intentions of Consumers in China // Social Behavior and Personality. Vol. 41. No. 10. Pp. 1693–1703.

16. Deng X. (2012) Understanding Consumer’s Responses to Enterprise’s Ethical Behaviors: an Investigation in China // Journal of Business Ethics. Vol. 107. No. 2. Pp. 159–181.

17. Do Paco A., Raposo M. (2009) “Green” Segmentation: An Application to the Portuguese Consumer Market // Market Intelligence and Planning. Vol. 27. No. 3. Pp. 364–379.

18. Ethical Consumer Markets Report 2013 (2013) / ECRA, YouGov. UK.

19. Ethical Consumer Markets Report 2012 (2012) / The Co-operative Group, ECRA.

20. Etzioni A. (1988) The Moral Dimension: Toward a New Economics. New York: Free Press.

21. Etzioni A. (2003) Toward a New Socio-Economic Paradigm // Socio-Economic Review. Vol. 1. No. 1. Pp. 105–118.

22. Hollingsworth R., Muller K. (2008) Transforming Socio-Economics with a New Epistemology // Socio-Economic Review. Vol. 6. No. 3. Pp. 395–426.

23. Iyer E. S., Kashyap R. K. (2007) Consumer Recycling: Role of Incentives, Information, and Social Class // Journal of Consumer Behavior. Vol. 6. No. 1. Pp. 32–47.

24. Keizer P. (2005) A Socio-Economic Framework of Interpretation and Analysis // International Journal of Social Economics. Vol. 32. No. 1–2. Pp. 155–173.

25. Lutz M.A. (1990) Emphasizing the Social: Social Economics and Socio-Economics // Review of Social Economy. No. 3. Pp. 303–320.

26. Mostafa M.M. (2007) Gender Differences in Egyptian Consumers’ Green Purchase Behaviour: The Effects of Environmental Knowledge, Concern and Attitude // International Journal of Consumer Studies. Vol. 31. No. 3. Pp. 220–229.

27. Neumann W.P., Dixon S.M., Nordval A.-C. (2014) Consumer Demand as a Driver of Improved Working Conditions: the ‘Ergo-Brand’ Proposition // Ergonomics. Vol. 57. No. 8. Pp. 1113–1126.

28. Papaoikonomou E., Ryan G., Valverde М. (2011) Mapping Ethical Consumer Behavior: Integrating the Empirical Research and Identifying Future Directions // Ethics & Behavior. Vol. 21. No. 3. Pp. 197–221.

29. Sayer A. (2007) Moral Economy as Critique // New Political Economy. Vol. 12. No. 2. Pp. 261–270.

30. Scott J. C. (1976) Moral Economy of the Peasant: Rebellion and Subsistence in Southeast Asia. New Haven: Yаlе University Press.

31. Sen A. (1997) On Economic Inequality. Oxford: Clarendon Press. Expanded Edition.

32. Sen A. (1987) On Ethics and Economics. Oxford: Blackwell.

33. Starr M.A. (2009) The Social Economics of Ethical Consumption: Theoretical Considerations and Empirical Evidence // Journal of Socio-Economics. Vol. 38. No. 6. Pp. 916–925.

34. Stehr N. (2008) The Moralization of the Markets in Europe // Society. Vol. 45. Pp. 62–67.

35. Thompson E.P. (1971) The Moral Economy of the English Crowd in the Eighteenth Century // Past and Present. Vol. 50. No. 1. Pp. 76–136.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх