(Не) эффективная бизнес-коммуникация: все ли слова “монетизируются”?

 
Код статьиS086904990010079-8-1
DOI10.31857/S086904990010079-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН
Аффилиация: Отдел корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Доцент кафедры русского языка Российского государственного социального университета
Аффилиация: Кафедра русского языка Российского государственного социального университета
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы179-190
Аннотация

В настоящее время бизнес-коммуникация стремится быть эффективной. Однако достаточно сложно измерить ее результат. Бизнес определяет результат материальными параметрами. А как быть со словами, как их “монетизировать“, чтобы говорить об эффективности или неэффективности использования приемов, форм, выражений? В статье анализируется употребление слова эффективность применительно к деловому общению (методом контент-анализа с опорой на данные Национального корпуса русского языка), уточняются границы стоящего за этим словом концепта, рассматриваются такие параметры эффективности, как оперативность, плодотворность, действенность. Исходя из сформулированного Ю. Рождественским закона эффективности диалога, авторы анализируют скрипты – шаблоны разговора, которые могут как помогать в продажах товаров и услуг, так и затруднять их, и объясняют коммуникационные потери отсутствием рефлексивного слушания, использованием слов-этикеток и неразличением их синонимов. Анализу подвергаются также “устно-письменные“ гибридные тексты, использование в деловой речи заимствований и чрезмерно разговорных конструкций, оценивается соответствие стиля общения используемым речевым жанрам; особое внимание уделяется информационной насыщенности деловых сообщений, поскольку формализация деловой сферы часто приводит к включению в сообщение лишних сведений, а смысл исчезает за неструктурированным многословием. Авторы приходят к выводу, что эффективность передачи информации снижается и из-за различий в восприятии этикетных правил, в отношении поколений к использованию в деловой коммуникации разговорных формул и непринужденного тона, граничащего с фамильярностью. Главными факторами потери бизнес-коммуникацией эффективности авторы считают шаблонность и стереотипность речевого общения, смешение речевых жанров и стилей, информационную избыточность и многословие, а также коллизии в адресации, при которых предполагаемый “квазисвой“ оказывается “чужим“

Ключевые словаБизнес-коммуникация, эффективность, максимы Грайса, скрипты, речевые шаблоны, деловая переписка, речевые стили и жанры
Получено24.06.2020
Дата публикации29.06.2020
Кол-во символов32176
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В бизнес-среде принято говорить об эффективности как о соотношении между достигнутым результатом и использованными ресурсами: это “достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсовˮ [Блэк 2000]. Такая эффективность измеряется материальными параметрами, а синонимами данного слова являются отдача, коэффициент полезного действия (КПД), производительность, продуктивность, действенность, результативность.
2 При этом частота употребления слова эффективность намного выше, чем у синонимов. Для сравнения: приблизительно на 300 млн слов эффективность встречается 611 раз, производительность – 149 раз, результативность – 60 раз, продуктивность – 33 раза [Словарь… 2020]. Единственный конкурент тут – слово отдача, частотность которого составляет 666 раз [Словарь… 2020]. Однако Национальный корпус русского языка (www.ruscorpora.ru) показывает, что отдача встречается всего в 340 документах, а эффективность, характерная преимущественно для книжной деловой речи, – в 2207 документах, что почти в семь раз больше.
3 Несмотря на то, что пик популярности слова “эффективностьˮ приходился на 2004 г., по данным Национального корпуса русского языка, оно остается модным и востребованным: участвует в образовании интернет-мемов, в числе которых пресловутый эффективный менеджер [Шмелева 2019], и определяет коммуникацию как эффективную/неэффективную. В том случае, когда речь идет об эффективности коммуникации, синонимами оказываются такие слова, как оперативность, плодотворность, действенность. И это важные, но не единственные условия ведения диалога в деловой сфере. “Закон эффективностиˮ в ней формулирует Ю. Рождественский: “Эффективность диалога по конкретному делу обеспечивается вовлеченностью в диалог только необходимых видов словесности и формализацией составления текстов и соположении их в диалогеˮ [Рождественский 2006, с. 241]. Нарушается этот закон, когда: 1) повторяются одни и те же виды диалога (текста) без наращивания и обогащения содержания; 2) в диалоге используются “виды словесностиˮ (то есть речевые и стилистические средства, свойственные определенным речевым жанрам), не соответствующие конкретной речевой и деловой ситуации, а потому затрудняющие принятие решений; 3) когда тексты изобилуют лишней информацией [Рождественский 2006].
4 В цифровую эпоху бизнес-коммуникация не избавилась от подобных ошибок: они приобрели свои особенности, связанные с вновь возникшими каналами коммуникации, новыми жанрами и условиями речевой деятельности. Цифровизация приводит к все большей шаблонности коммуникации, смешению устной и письменной форм общения, превалированию корпоративных субстандартов, то есть правил языковой субкультуры, над нормой стандарта литературного языка, изменениям в ви́дении “другогоˮ, который все больше превращается в виртуальный персонаж.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 776

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреева Ю. (2017а) Как грамотность и этикет влияют на бизнес. // Forbes, 07.08. (https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/348845-kak-gramotnost-i-etiket-perepiski-vliyayut-na-biznes).

2. Андреева Ю. (2017б) Чистописание для взрослых. Ошибки, из-за которых теряют доверие // Forbes, 13.10. (https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/351381-chistopisanie-dlya-vzroslyh-oshibki-iz-za-kotoryh-teryayut-doverie).

3. Блэк Дж. (2000) Экономика: Толковый словарь. М.: ИНФРА-М – Весь Мир (https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/16954).

4. Грайс Г. П. (1985) Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 16: Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс. С. 217–237.

5. Зарубежнова М. (2016) Продвижение на рынке b2b: главные трудности и ошибки менеджеров // Коммерческий директор, № 12 (https://www.kom-dir.ru/article/1589-prodvijenie-na-rynke-b2b).

6. Ильяхов М., Сарычева Л. (2017) Пиши, сокращай: как создавать сильный текст. М.: Альпина Паблишер.

7. Как писать деловые письма? (2015) // Meduza, 7 мая (https://meduza.io/cards/kak-pisat-delovye-pisma).

8. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М., Анодина Н.Н. (2008) Деловая переписка: учебное пособие. М.: ИНФРА–М.

9. Костомаров В.Г. (2010) Дисплейный текст как форма сетевого общения // Russian Language Journal. Vol. 60. P. 141–147.

10. Мартыненко Д. В. (2017) Самые распространённые вопросы при собеседовании: пример диалога // Мозг в коробке, 12.07. (https://mozgvkorobke.com/samye-rasprostranyonnye-voprosy-pri-sobesedovanii-primer-dialoga/).

11. Национальный корпус русского языка (2020) (http://www. ruscorpora.ru/new/).

12. Рождественский Ю.В. (2006) Теория риторики. М.: Флинта; Наука.

13. Северская О. И., Селезнева Л. В. (2019) Эффективная бизнес-коммуникация. “Волшебные таблетки? для деловых людей. М.: Эксмо.

14. Скрипты продаж, или Как продавать, не раздражая клиентов (2017) (https://www.kom-dir.ru/article/1138-skripty-prodaj).

15. Словарь русских синонимов (2020) (https://jeck.ru/tools/ SynonymsDictionary/эффективность).

16. Форсаж (2019) (http://forsageforum.ru/2019/07/08/).

17. Шмелева Е.Я. (2019) Менеджеры вместо писателей: законодатели языковой моды в современной России // Общественные науки и современность, № 4. С. 184–190

Система Orphus

Загрузка...
Вверх