“Догоняющее” развитие и модернизаторский алгоритм в Южной Корее

 
Код статьиS086904990010070-9-1
DOI10.31857/S086904990010070-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Cтарший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы72-83
Аннотация

В данной статье автор, опираясь на методологию теории модернизации и концепцию социального развития Д. Норта, Дж. Уоллиса и Б. Вайнгаста, анализирует опыт “догоняющего“ развития Южной Кореи. Акцент делается на роли национального политического лидера и феномене модернизаторского авторитаризма. Исследуются предпосылки становления и особенности “корейской модели“, а также эволюция ее институтов, обеспечивших форсированное экономическое развитие и формирование рент для элит. Отмечается, что содействуя продвижению модернизации, авторитаризм, по мере успехов развития, размывает основы собственного существования и создает предпосылки политической либерализации. При этом сложившаяся система взаимоотношений верховной власти и элит позволяет избежать политических потрясений при смене режима и продолжить догоняющее развитие и движение к порядку открытого доступа

Ключевые словаЮжная Корея, авторитаризм, модернизация, догоняющее развитие, рента, социальные порядки ограниченного доступа
Получено22.06.2020
Дата публикации29.06.2020
Кол-во символов35792
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 “Догоняющее” развитие — это этап процесса модернизации, когда страна ускоренно преодолевает отставание от ведущих мировых держав. Оно осуществляется под контролем государства, целенаправленно, комплексно, в сжатые сроки и с большим напряжением сил. Масштабность и сложность решенных при этом задач требуют высокой централизации управления, что порождает “заявку” на авторитарный сдвиг в системе власти. В результате возникает особый тип авторитаризма – модернизаторский авторитаризм.
2 Для него характерно сосредоточение усилий прежде всего в сфере экономики. Политическая модернизация обычно откладывается “на потом”. По мере экономического развития происходит рост среднего класса и формируются предпосылки политической либерализации, что ведет к размыванию основ авторитаризма. Последующий переход к демократии возможен подчас мирным путем. При этом новая власть, опираясь на заложенный модернизаторским авторитаризмом экономический фундамент, может продолжать “догоняющее” развитие в других сферах.
3 Южная Корея – один из наиболее ярких примеров успешного “догоняющего” развития, а также того, как вслед за экономическим ростом в стране менялась социальная структура, возникал запрос на политическую либерализацию. В итоге авторитаризм сменился демократией (не без серьезной политической борьбы, но и без революционных потрясений).
4 Предпосылки форсированной модернизации В конце 50-х гг. ХХ в. Южная Корея развивалась подобно другим странам Восточной и Юго-Восточной Азии, для которых была типична запоздалая модернизация. Существовавшая в стране номинальная демократическая система, выстроенная по западному образцу, страдала от коррупции и таких традиционных корейских явлениях, как регионализм и фракционность [Park Chung Hee 1970, с. 30–31]. Президент Ли Сын Ман, активно проявивший себя в годы Корейской войны, постепенно все больше склонялся к авторитаризму, причем отнюдь не модернизаторскому, и утрачивал популярность.
5 Хозяйственная сфера на тот момент характеризовалась слабой, низкотехнологичной производственной базой. Юг Корейского полуострова традиционно был аграрным. Не имея собственных природных ресурсов, страна зависела от внешней помощи, поступавшей преимущественно из США. Созданные японцами предприятия и банки были национализированы, а затем приватизированы людьми из ближайшего окружения президента. Этот слой военных-бюрократов-капиталистов участвовал в распределении гуманитарной помощи, получал госконтракты и лицензии на госзакупки, взамен осуществляя отчисления в кассу правящей Либеральной партии.
6 Следуя популярной сегодня концепции Д. Норта, состояние Южной Кореи конца 1950-х гг. можно охарактеризовать как хрупкий социальный порядок ограниченного доступа. Хрупким его делала зависимость от внешней помощи, помимо которой центральная власть почти не имела других источников ренты. Между различными группировками элиты шла постоянная борьба за доступ к ренте. А Ли Сын Ман поддерживал баланс сил, сталкивая группировки между собой и тем самым ослабляя их.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 166

Оценка читателей: голосов 0

1. Ким Дэ Чжун (1992) Южная Корея: драмы и надежды демократии. М.: Республика.

2. Симония Н.А. (1996) Правление Чон Ду Хвана и начало демократизации // Республика Корея: становление современного общества. М.: OOД ИМЭМО РАН.

3. Суслина С.С. (1988) Промышленность Южной Кореи. М.: Главная редакция восточной литературы издательства “Наука?.

4. Федоровский А.Н. (1999) Южная Корея: особенности взаимоотношений государства и бизнеса // Место и роль государства в догоняющем развитии. М.: ООД ИМЭМО РАН. С. 63–73.

5. Eun Mee Kim (1997) Big Business, Strong State 1960–1990. Albany: State Univ. of New York Press.

6. Joungwon Kim (1997) Divided Korea. The Politics of Development 1945–1972. Seoul: Hollym Corporation Publishers.

7. Hahm Sung Deuk, Plein L.C. (1997) After Development. The Transformation of the Korean Presidency and Bureaucracy. Washington, D.C.: Georgetown Univ. Press.

8. Nahm C.A. (1988) Korea. Tradition and Transformation; A History of the Korean People. Seoul: Hollym Corporation Publishers.

9. Oberdorfer D. (1997) The Two Koreas: A Contemporary History. Reading (MA): Addison-Wesley.

10. Park Chung Hee (1979а). The Country, The Revolution and I. Seoul: Hollym Corporation Publishers.

11. Park Chung Hee (1970) Our Nation’s Path. Seoul: Hollym Corporation Publishers.

12. Park Chung Hee (1971) To Build a Nation. Washington: Georgetown Univ. Press.

13. Park Chung Hee (1979b). Saemaul: Korea’s New Community Movement. Seoul: Korea Textbook. Co., Ltd

Система Orphus

Загрузка...
Вверх