Концепция миграционной политики и трудовая миграция: что можно или нужно сделать?

 
Код статьиS086904990006570-9-1
DOI10.31857/S086904990006570-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий сектором социально-трудовых отношений и социальной мобильности Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Аффилиация: Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 5
Страницы132-141
Аннотация

“Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы&8j1;, одобренная в 2018 г., появилась прежде, чем завершилось действие ее предшественницы, принятой в 2012 г. Этот шаг знаменует смену приоритетов миграционной политики страны в изменившихся внешних и внутренних социально-экономических и политических условиях. Несомненно, что данные изменения были весьма существенными. Автор статьи анализирует, насколько произошедшая смена приоритетов миграционной политики соответствует современным потребностям нашей страны, а также тенденциям миграционной политики основных принимающих стран.

Ключевые словаконцепция, миграционная политика, трудовая миграция, спрос и предложение иностранной рабочей силы, соотечественники
Дата публикации26.09.2019
Кол-во символов29424
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Принятие в октябре 2018 г. “Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годыˮ (далее – Концепция)1. следует рассматривать как серьезный шаг в трансформации отечественной миграционной политики. С одной стороны, ее появлению предшествовал целый ряд действий по совершенствованию законодательной базы, организационно-управленческого строения системы миграционного регулирования и упорядочения правил, прав и обязанностей, касающихся пребывания иностранных граждан на российской территории. Даже был опубликован проект документа, что предполагает серьезное обсуждение, которого, однако, не получилось [Хамраев 2017]. С другой стороны, последовавшие за принятием Концепции шаги свидетельствуют о серьезности намерений по приведению миграционного регулирования в соответствие со сформулированными в документе представлениями об их значимости, провозглашенными целями и задачами предлагаемого совершенствования, более четкой расстановкой приоритетных направлений совершенствования миграционной политики как составной части государственной политики. 1. Указ Президента РФ “О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы” 31.10.2018 № 622 ( >>>> ).
2 В отечественной управленческой практике использование такой разновидности документа, как “концепцияˮ, приняло достаточно широкие масштабы и прежде всего – на федеральном уровне. Но его место среди прочих документов не до конца определенно, тем более что данная форма не включена в нормативный список документов стратегического планирования2. 2. См. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) (http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_164841/).
3 По мнению ряда исследователей, Концепция – некий обобщающий документ, дающий представление о роли общественно-политической проблемы в системе государственных приоритетов и призванный наметить цели и меры воздействия на определенную сферу, требующую более пристального внимания в соответствии с теми или иными факторами [Кононов 2017]. По сути, изначально это, скорее, постановка проблемы, чем нормативно обязательный документ.
4 Однако в современной российской практике, в том числе и миграционного регулирования, данная категория документов приобретает несколько иное значение, выполняя роль новомодной “дорожной картыˮ, призванной определить направления развития конкретной сферы управления, ее цели и задачи на определенный период. Так, в рассматриваемой Концепции “определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы (далее – миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграцииˮ (http://www.kremlin.ru/acts/news/58986). Не случайно принятие документа оформлено Указом Президента РФ “О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годыˮ, содержащим поручение правительству обеспечить реализацию Концепции, в трехмесячный срок утвердить план по ее реализации, осуществлять контроль и своевременную корректировку. Провозглашается, что Концепция разработана с учетом ряда основных документов стратегического характера (стратегий и концепций, прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 233

Оценка читателей: голосов 0

1. Гордеев В. (2018) Путин реорганизовал свое управление по обеспечению конституционных прав (https://www.rbc.ru/politics/23/12/2018/5c1f69559a79476ecf13914e).

2. Государственная программа “Содействие занятости населенияˮ. ГП 07 Уточненный годовой отчет за 2017 г. ОМ 1.6. Защита национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы. С. 8692 (https://rosmintrud.ru/ministry/programms/3/1).

3. Зачем китайцы скупают земли в Сибири и чем они раздражают россиян (2019) (https://news.mail.ru/society/36287695/).

4. Комаровский В.В. (2018) Инструменты миграционного регулирования: оргнабор и межгосударственные соглашения (Россия  Узбекистан) // Россия и новые государства Евразии. № 3. С. 156–169.

5. Кононов Л.А. (2017) Роль официальных документов: концепций, доктрин и стратегий в политическом управлении Российской Федерации // Право и современные государства. № 2. С. 55–66.

6. Перцев А. (2019) Люди у нас терпимые. До определенного момента (https://kommersant.ru/daily/118084).

7. Росстат (2018) О межрегиональной трудовой миграции в 2017 году (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2017.htm).

8. Соловьев В. (2019) Мигрантополучатели. Сформированы структуры, которые займутся привлечением в Россию новых граждан (https://www.kommersant.ru/ doc/3909388).

9. Хамраев В. (2017) МВД подготовило новую концепцию миграционной политики (https://www.kommersant.ru/doc/3461314?from=doc_vrez).

10. EU (2016) “Zaragoza” Integration Indicators: Germany (https://ec.europa.eu/migrant-integration/librarydoc/eu-zaragoza-integration-indicators-germany).

11. European Commission (2018а) EU budget: Commission proposes major funding increase for stronger borders and migration. Press release.

12. European Commission (2018b) Pilot Projects Legal Migration (Concept note, EC, Brussels 2018) (https://www.icmpd.org/fileadmin/user_upload/DOC6_Concept_Note.pdf).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх