On the reform of the executive power and the structures of the executive bodies in the Russian Federation

 
PIIS020736760004945-8-1
DOI10.31857/S020736760004945-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 5
Pages78-86
Abstract

In the history of modern Russian government transformations, one of the central events was the passing of Presidential Decree № 314 of March 9, 2004 “On the system and structure of federal executive bodies”, which noticeably changed the composition of government bodies and their responsibilities.  In the following years there were a significant number of changes in the structures of the executive bodies.

The article compares the initial and modern structure of the executive power, showing which ideas of the administrative reform -2003 proved to be viable, and which did not pass the test of practice.

Keywordsthe structure of executive power, administrative reform, separation of powers.
Received23.05.2019
Publication date03.06.2019
Number of characters23717
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Принципы построения системы органов власти. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ №314) был принят во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах»1. 1. Во многих случаях под административной реформой понимаются события с 2005 г., когда была принята соответствующая Концепция.
2 В основу этих указов были положены выводы доклада Государственного университета – Высшей школы экономики «Первоочередные меры административной реформы» о необходимости сокращения видов федеральных органов исполнительной власти и оптимизации их структуры. В докладе утверждалось, что на политическом уровне (министерство) должны быть сосредоточены функции государственного регулирования (в том числе нормотворчество), на уровне агентств - функции оказания общественных услуг. Дополнительно предлагалось выделить службы как структуры, исполняющие государственные функции (оборона, безопасность). Эти же тезисы воспроизводились и в более поздних публикациях (Я. Кузьминов, 2002). Позже допускалось разделение служб на непосредственно службы, реализующие властные полномочия (налоговая, таможенная и др.) и надзоры, реализующие контрольные полномочия (А. Шадрин, 2005).
3 Административная реформа 2003-2004 гг. в полном соответствии с этой логикой предполагала разделение федеральных органов исполнительной власти на три категории, сосредоточиваясь на выполнении определенных функций: нормотворчество и формализация государственной политики для министерств, государственные услуги, управление имуществом и правоприменение для агентств, контроль и надзор для служб. Все прочие федеральные органы исполнительной власти – государственные комитеты, комитеты Российской Федерации, государственные комиссии подлежали упразднению.
4 При проведении административной реформы и на основе положений Указа №314 должна была быть выстроена логическая и унифицированная структура. В каждой сфере деятельности государства по логике Указа предполагалось создание соответствующей триады из министерства и подведомственных ему агентств и служб. Но уже в утвержденной Указом №314 структуре федеральных органов исполнительной власти предусматривались отклонения от такого идеального образа. Силовой блок, подчиненный Президенту Российской Федерации, предусматривал министерства без агентств и служб (МЧС России, МИД России) и напрямую подчиненные Президенту России службы. В ведении Правительства России осталось два автономных органа власти, подчиненных ему напрямую: Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная антимонопольная служба.
5 В дальнейшем число преобразований структуры органов власти оказалось настолько значительным, что вопрос о сохранении идей административной реформы в настоящее время уже не имеет однозначного ответа. Учитывая неуспех существенного числа предпринятых начинаний по совершенствованию государственного управления (вплоть до заявлений о «провале» реформ), с одной стороны, и достаточную общую устойчивость политической системы и государственного управления, с другой, следует оценить спустя 15 лет с начала преобразований, насколько и в каких составляющих предложенные решения оказались жизнеспособными и какие элементы проверку практикой не выдержали.

Number of purchasers: 4, views: 903

Readers community rating: votes 0

1.  Барабашев А.Г., Клименко А.В. Административная реформа и реформа государственной службы в России – вопросы реализации и координации. / Препринт WP8/2010/01. Серия WP8 // М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/77472292 (дата обращения 01.02.2019).

2. Калинин А.М. Реформирование структуры государственного управления: причины и технологии. // Общество и экономика. 2006. №7. C.176-190.

3. Клименко А.В. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. №1. C. 8-51.

4. Кузьминов Я.И. О реформе в социальной и административной сферах / Модернизация российской экономики: в 2 кн. Кн. 1 // М.: ГУ–ВШЭ, 2002.

5. Нисневич Ю.А. Административная реформа: цели и результаты. // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2008. №4. С. 5-16.

6. Первоочередные меры административной реформы. Доклад Государственного университета - Высшей Школы экономики / М.: ГУ–ВШЭ, 2000. URL: https://www.hse.ru/data/640/325/1234/report3.pdf (дата обращения 01.02.2019).

7. Плаксин С.М., Жулин А.Б. Пути модернизации государственного аппарата: административная реформа и реформа государственной гражданской службы. // Вопросы экономики. 2008. №2. C.73-82.

8. Шадрин А.Б. Направления и параметры российской административной реформы. // ПОЛИС. Политические исследования. 2003. №4. С.59-70.

Система Orphus

Loading...
Up