Дискурсивная сила КНР против нормативной силы ЕС: казус Италии

 
Код статьиS013122270010243-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-5-62-72
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт Европы РАН
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: РФ, 125009 Москва, Моховая ул., дом 11, стр. 3
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №5
Страницы62-72
Аннотация

В статье проанализированы попытки Китая противостоять нормативной силе Европейского союза на примере присоединения Италии к “Инициативе пояса и пути”. Автор утверждает, что событие имело не столько экономическое, сколько политическое значение для обеих стран и для ЕС в целом, чем и была обусловлена публичная критика со стороны Брюсселя действий итальянского руководства. Казус Италии демонстрирует, что в противостоянии нормативной силе ЕС КНР использует определенную дискурсивную стратегию. Она заключается в том, чтобы сформировать внутри страны социальную сеть доверия, способную оказать влияние на процесс принятия политических решений. Итальянское “правительство перемен” оказалось наиболее “удобным” партнером, поскольку с момента своего создания отстаивало принцип национального суверенитета, тем самым ставя под вопрос эффективность нормативной силы Евросоюза.

Ключевые словаИталия, КНР, “Инициатива пояса и пути”, нормативная сила, дискурсивная сила, социальные сети
Получено14.04.2020
Дата публикации16.04.2020
Кол-во символов40771
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Во время визита Си Цзиньпина в Рим 23 марта 2019 г. состоялось подписание руководством Итальянской Республики и КНР меморандума о сотрудничестве в рамках китайской “Инициативы пояса и пути” (Belt and Road Initiative, BRI). Италия стала первой страной “Большой семерки” и первым из государств – основателей Европейского союза, подписавших подобный меморандум. Событие многими было расценено как успешный пример китайской глобальной экономической экспансии, нацеленной на проникновение в том числе на рынки развитых стран ЕС. Критика в адрес итальянского руководства последовала и из Вашингтона, и из Брюсселя. Между тем сама экономическая составляющая подписанного меморандума [1] оказалась не столь значительна – по итогам встречи заключено контрактов всего лишь на 2.5 млрд евро. Прежде всего это позволяет выдвинуть гипотезу о политической значимости события.
2 Политическая значимость, как будет показано в данной статье, обусловлена тем, что подписание Италией меморандума явило собой успех китайской стратегии “дискурсивной силы” [2; 3; 4], с помощью которой Поднебесная наращивает социальный капитал в странах Евросоюза с тем, чтобы противостоять нормативной силе ЕС1 и оказать влияние на изменение границы “нормы” в отношении практик ведения бизнеса в свою пользу. Концепция нормативной силы, ставшая теоретической базой исследования, позволяет объяснить, почему свое активное проникновение в Европейский союз Китай начал с сотрудничества с государствами Центральной и Восточной Европы в рамках формата “16+1” [5], а затем и в формате “Инициативы пояса и пути”, и почему Италия под руководством популистского “правительства перемен” пополнила список таких государств: очевидно, эти страны в наименьшей степени являются трансляторами европейских норм и практик. Именно через взаимодействие с этими партнерами КНР надеется оказать влияние на трансформацию норм ЕС, то есть преодолеть нормативную силу Союза. Используемая в данном случае идея “Пояса и пути” дает Пекину возможность применить свою “дискурсивную силу” для привлечения сторонников сотрудничества с Китаем внутри этих стран, то есть для формирования социального капитала, который впоследствии может быть конвертирован в принятие политических решений в пользу КНР. 1. Теорию нормативной силы сформулировал в 2002 г. И. Мэннерс для анализа возможностей Европейского союза на мировой арене. В соответствии с данной концепцией, нормативная база Союза сложилась в результате формирования общего видения его членами норм и принципов взаимодействия, на которые затем ЕС стал опираться и при взаимодействии с внешними акторами, в том числе его будущими членами. Ключевой, с точки зрения данной концепции, является легитимность норм и принципов, лежащих в основе нормативной базы, их распространение с помощью убеждения, а не навязывания, что придает нормативной силе социализирующую функцию.
3 При этом “итальянское суверенистское” правительство, сформированное коалицией популистов “Лиги” и “Движения пяти звезд” 1 июня 2018 г., оказалось для Пекина наиболее “удобным” партнером, поскольку в силу внутренних проблем социально-экономического развития страны оно публично артикулировало проблемы возвращения к принципу национального суверенитета, демонстрируя тем самым готовность поставить под вопрос нормативную силу ЕС.
4 В первой части данной статьи будет показано, в чем заключается слабость нормативной силы ЕС в выстраивании отношений с Китаем. Во втором разделе будет проанализирован опыт развития сотрудничества Италии и КНР, свидетельствующий о том, что Рим, выстраивая отношения с Пекином на основе собственных национальных интересов, тем не менее вплоть до прихода к власти популистского правительства всегда действовал в русле нормативной силы ЕС. В третьей части статьи будет продемонстрировано, как формирование социальной сети прокитайски настроенных политиков и экспертов, а также развиваемый ими дискурс о приоритете национального суверенитета способствовали отказу Италии от принципа следования нормативной силе ЕС, и почему Италия оказалась одним из тех государств, на которые сделал ставку Китай.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 907

Оценка читателей: голосов 0

1. Memorandum of Understanding between the Government of the Italian Republic and the Government of the People’s Republic of China on Cooperation within the Framework of the Silk Road Economic Belt and The 21st Century Maritime Silk Road Initiative. Available at: http://www.governo.it/sites/governo.it/files/Memorandum_Italia-Cina_EN.pdf (accessed 10.07.2019).

2. Liang H., Zhang Y. International Discourse Power: Belt and Road is not Starting from Scratch. The Theoretical System of Belt and Road Initiative. Springer Singapore, 2019, pp. 51-55. DOI:10.1007/978-981-13-7701-3

3. Gustaffson K. Is China’s Discursive Power Increasing? The “Power of the Past” in Sino-Japanese Relations. Asian Perspective, 2014, vol. 38, no. 3 (July-September), pp. 411-433. DOI: https://doi.org/10.1353/apr.2014.0017

4. Zhao K. China’s Rise and Its Discursive Power Strategy. Chinese Political Science Review, 2016, no. 1, pp. 539-564. DOI:10.1007/s41111-016-0037-8

5. Szczudlik J. Seven Years of the 16+1: An Assessment of China’s ‘Multilateral Bilateralism’ in Central Europe. French Institute of International Relations. Asie.Visions, 2019, no. 107 (April). Available at: https://www.ifri.org/en/publications/notes-de-lifri/asie-visions/seven-years-161-assessment-chinas-multilateral-bilateralism (accessed 09.07.2019).

6. Screening of Foreign Direct Investment in Strategic Sectors. Available at: http://www.europarl.europa.eu/legislative-train/theme-international-trade-inta/file-screening-of-foreign-direct-investment-in-strategic-sectors (accessed 09.07.2019).

7. Жданова Ю.Д., Истомин И.А. Реакция ЕС на экономическое возвышение КНР. Вестник МГИМО-Университета, 2017, № 5(56), cc. 91-113. [Zhdanova YU.D., Istomin I.A. Reaktsiya ES na ehkonomicheskoe vozvyshenie KNR [EU Reaction to China’s Economic Rise]. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2017, no. 5(56), pp. 91-113]. DOI:10.24833/2071-8160-2017-5-56-91-113

8. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge, Cambridge University Press, 1990. 152 p.

9. Павлова Е.Б., Романова Т.А. Нормативная сила: теория и современная практика России и ЕС. Полис. Политические исследования, 2017, № 1, cc. 162-176. [Pavlova E.B., Romanova T.A. Normativnaya sila: teoriya i sovremennaya praktika Rossii i ES [Normative Power: Some Theory Aspects and Contemporary Practice of Russia and the EU]. Polis. Political Studies, 2017, no. 1. pp. 162-176]. DOI:https://doi.org/10.17976/jpps/2017.01.14

10. Manners I. Normative Power Europe: A Contradiction in Terms? Journal of Common Market Studies, 2002, vol. 40, no. 2 (June), pp. 235-258. Available at: https://doi.org/10.1111/1468-5965.00353 (accessed 09.07.2019).

11. Волков В., Хархордин О. Теория практик. Санкт-Петербург, Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с. [Volkov V., Kharkhordin O. Teoriya praktik [Theory of Practices]. Sankt-Petersburg, Izdatel'stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2008. 298 p.]

12. Brzozowski A., Velara J. ‘Don’t be Naive with China’, EU Leaders Tell Italy. Euractiv, 22.03.2019. Available at: https://www.euractiv.com/section/economy-jobs/news/dont-be-naive-with-china-eu-leaders-tell-italy/ (accessed 10.07.2019).

13. Fardella E. A Significant Periphery of the Cold War: Italy-China Bilateral Relations, 1949–1989. Cold War History, 2017, vol. 17, Issue 2: Socialism, Capitalism and Sino-European Relations in the Deng Xiaoping Era, 1978–1992, pp. 181-197. DOI:https://doi.org/10.1080/14682745.2015.1093847

14. Comunicazione della commissione. Una politica a lungo termine per le relazioni Cina-Europa. Commissione delle communita’ europee. Bruxelles, 05.07.1995. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/IT/TXT/PDF/?uri=CELEX:51995DC0279&from=it (accessed 07.07.2019).

15. Casarini N. 40 anni dopo: quale future per le relazioni Europa-Cina. OrizzonteCINA, 2015, vol. 6, no. 1 (Gennaio-Febbraio), pp. 3-5. Available at: http://www.iai.it/sites/default/files/orizzontecina_15_01.pdf (accessed 10.07.2019).

16. Saluto di Romano Prodi, gia Presidente della Commissione. OrizzonteCINA, 2015, vol. 6, no. 1 (Gennaio-Febbraio), p. 2. Available at: http://www.iai.it/sites/default/files/orizzontecina_15_01.pdf (accessed 10.07.2019).

17. Adornino G. Le relazioni Italia-Cina: verso il rilancio del partenariato. OrizzonteCINA, 2015, vol. 6, no. 1 (Gennaio-Febbraio), pp. 9-10. Available at: http://www.iai.it/sites/default/files/orizzontecina_15_01.pdf (accessed 10.07.2019).

18. Zhongping F., Jing H. Le relazioni tra Cina e Unione europea: oltre le crisi, verso una nuova fase? OrizzonteCINA, 2015, vol. 6, no. 1 (Gennaio-Febbraio), pp. 5-7. Available at: http://www.iai.it/sites/default/files/orizzontecina_15_01.pdf (accessed 16.07.2019).

19. Adornino G. Il partenariato tra Italia e Cina alla prova. OrizzonteCINA, Maggio 2013, pp. 2-3. Available at: https://www.academia.edu/20423970/Il_partenariato_tra_Italia_e_Cina_alla_prova (accessed 16.07.2019).

20. Italia-Cina, accordi per 8 miliardi di euro. A Enel fino a 1 miliardo da Bank of China. Il Fatto Quotidiano, 14.10.2014. Available at: https://www.ilfattoquotidiano.it/2014/10/14/italia-cina-accordi-per-8-miliardi-di-euro-a-enel-fino-a-1-miliardo-da-bank-of-china/1155400/ (accessed 10.07.2019).

21. Adornino G. I rapporti con la Cina. Rapporto sulla politica estera italiana: il governo Renzi. Quaderni IAI. Roma, Edizione Nuova Cultura, 2016, pp. 113-116. Available at: https://www.iai.it/sites/default/files/iaiq_17.pdf (accessed 10.07.2019).

22. Grieger G. EU Framework for FDI Screening. European Parliamentary Research Service. Available at: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2018/614667/EPRS_BRI (2018)614667_EN.pdf (accessed 10.07.2019).

23. Fittipaldi E. Per Salvini ci sono “prima gli italiani”, ma al minister assumono cinesi. L’Espresso, 04.12.2018. Available at: http://m.espresso.repubblica.it/inchieste/2018/12/04/news/per-salvini-ci-sono-prima-gli-italiani-ma-al-ministero-assumono-cinesi-1.329184 (accessed 10.07.2017).

24. La Belt and Road Initiative avvicina pechino all’Europa. Diplomazia Economica Italiana, 2018, no. 3. Available at: https://www.esteri.it/mae/resource/pubblicazioni/2018/06/newsletter_n3_aprile_2018_new.pdf (accessed 10.07.2019).

25. Fabbrini S., Zgaga T. Italy and the European Union: the Discontinuity of the Conte Government. Contemporary Italian Politics, 2019, vol. 11, no. 3, pp. 280-293. DOI:10.1080/23248823.2019.1642657

26. Алексеенкова Е.С. Страна победившего популизма: Италия после выборов. Современная Европа, 2019, № 2, cc. 106-117. [Alekseenkova E.S. Strana pobedivshego populizma: Italiya posle vyborov [The Country of the Winning Populism: Italy in the Post-Election Period]. Contemporary Europe, 2019, no. 2, pp. 106-117]. DOI:http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22019106117

27. EU-China – A Strategic Outlook. European Commission and HR/VP Contribution to the European Council. 12 March 2019. Available at: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/communication-eu-china-a-strategic-outlook.pdf (accessed 10.07.2019).

28. Fontana L., Franco M. Via della Seta, Conte: “Italia-Cina, Intesa limpida: l’obiettivo è crescere”. Corriere della Sera, 13.03.2019. Available at: https://www.corriere.it/politica/19_marzo_13/via-seta-conte-italia-cina-intesa-limpida-nostro-obiettivo-crescere-0b5a29ac-450d-11e9-b3b0-2162e8762643.shtml (accessed 10.07.2019).

29. Italia e Cina, pronti per una fase nuova. Intervista con il ministro dell'Economia e delle Finanze Giovanni Tria. Il Giornale.it, 26.02.2019. Available at: http://www.ilgiornale.it/news/mondo/italia-e-cina-pronti-fase-nuova-1652596.html (accessed 10.07.2019).

30. Алексеенкова Е. “Via della seta”: Италия присоединилась к “Инициативе пояса и пути” КНР. Аналитические записки Института Европы РАН. 2019, № 7 (№ 158). [Alekseenkova E. “Via della seta”: Italiya prisoedinilas' k “Initsiative poyasa i puti” KNR. Analiticheskie zapiski Instituta Evropy RAN. 2019, no. 7 (no. 158).] Available at: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2019/an158.pdf (accessed 10.07.2019).

31. Germany’s Concerns. Economia, Società et Mondo. Sfida et opportunità per l’Italia di Michele Geraci. Available at: http://michelegeraci.com/en/2018/05/02/germanys-concerns/ (accessed 10.07.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх