Военная политика Франции при Эммануэле Макроне: основные тенденции

 
Код статьиS013122270006791-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-8-82-90
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: РФ, 199034 Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №8
Страницы82-90
Аннотация

В условиях осложнения международной обстановки руководство Франции вынуждено уделять повышенное внимание вопросам обороны и безопасности. В статье проанализированы ключевые аспекты военной политики Пятой Республики с момента прихода к власти Э. Макрона. В частности, рассматривается личное отношение президента к военной сфере, доктринальные нововведения и некоторые практические шаги, осуществленные на начальном этапе его пребывания на посту. В каждом случае фиксируются актуальные тенденции французской военной политики, которые с высокой долей вероятности сохранятся в ближайшей перспективе.

Ключевые словаФранция, Эммануэль Макрон, военная политика, военная доктрина, стратегическая автономия, зарубежные операции, военно-промышленный комплекс, экспорт вооружений
Получено24.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов31312
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Завершение президентского срока Ф. Олланда (2012–2017) совпало с резким расширением спектра угроз безопасности Европы в целом и Франции в частности. Террористические атаки в Париже и Ницце в 2015–2016 гг., нестабильность на Ближнем Востоке и в Сахеле, ухудшение отношений с Россией, трудности взаимопонимания с администрацией Д. Трампа в США – все эти факторы заставили усомниться в защищенности Пятой Республики в современном мире. Накануне выборов 2017 г. эксперты Французского института международных отношений (IFRI) заявили об угрозе утраты страной военно-политической автономии, на протяжении многих десятилетий считавшейся неоспоримой ценностью [1, pp. 27-29]. На этом фоне обеспечение обороноспособности государства должно было стать для следующего президента насущной необходимостью. Действительно, новый глава государства Э. Макрон сразу же включил армию и вопросы безопасности в число своих приоритетов.
2 В настоящей статье определены основные тенденции военной политики Франции, обозначившиеся с мая 2017 г., когда действующий президент пришел к власти. В первой части проанализировано личное отношение главы государства к оборонной сфере как таковой. Во второй рассмотрены доктринальные нововведения, изложенные руководством страны в новых основополагающих документах военной политики. В третьем разделе изучена практическая сторона проводимого курса – подход действующей власти к проведению зарубежных операций и к национальному военно-промышленному комплексу (ВПК). В итоге выявлены стержневые черты военной политики Франции, свойственные ей в настоящее время, которые, скорее всего, не потеряют актуальности до конца президентства Э. Макрона.
3

ОТНОШЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА К ВОЕННОЙ СФЕРЕ

4 Согласно Конституции Пятой Республики 1958 г., военная политика формально находится в ведении двух властных институтов: президента (как верховного главнокомандующего) и правительства, где “ответственным за национальную оборону” считается премьер-министр [2]. Однако, по сложившейся во Франции традиции, основные решения в данной сфере всегда принимаются первым лицом, тогда как другие инстанции лишь претворяют их в жизнь. Такой порядок был заведен еще президентом Ш. де Голлем (1958–1969), предпочитавшим держать военные вопросы под личным контролем [3, с. 314]. Этого же подхода придерживались и все его преемники, охотно оставлявшие оборону в своей “заповедной области”, даже когда их полномочия пытались оспорить премьер-министры от оппозиционных политических сил в периоды “сосуществований”.
5 Об отношении же нового главы государства к военным вопросам поначалу могло сложиться ложное впечатление, базирующееся на двух, казалось бы, красноречивых фактах из его биографии. Во-первых, Э. Макрон стал первым президентом Пятой Республики, который не проходил срочную службу в рядах вооруженных сил. Полный перевод французской армии на контрактную основу завершился в начале 2000-х годов – как раз в то время, когда будущий руководитель страны получал высшее образование. Во-вторых, вся деловая и политическая карьера Э. Макрона до 2017 г. проходила вне силовых ведомств – в Генеральной инспекции финансов (IGF), банке Rothschild & Cie, аппарате президента Ф. Олланда, Министерстве экономики. Поэтому на первый взгляд могло показаться, что отработанный предыдущими президентами подход изменится: новый лидер будет вникать в военные вопросы как можно меньше, отдавая их на откуп ближайшим советникам и Министерству обороны.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1332

Оценка читателей: голосов 0

1. Gomart T., Hecker M., eds. L’agenda diplomatique du nouveau président. Etudes de l’Ifri, 2017, Avril, 72 p. Available at: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/ifri_agenda_diplomatique_nouveau_president_2017.pdf (accessed 17.05.2019).

2. Constitution du 4 octobre 1958. Version consolidée au 17 mai 2019. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=LEGITEXT000006071194 (accessed 17.05.2019).

3. Арзаканян М.Ц. Великий де Голль. “Франция – это я!” Москва, Яуза: Эксмо, 2012. 512 с. [Arzakanyan M.Ts. Velikii de Goll'. “Frantsiya – eto ya!” [De Gaulle the Great. “France is me!”] Moscow, Yauza: Eksmo, 2012. 512 p.]

4. Macron E. Discours sur la base Barkhane. Gao (Mali, 19 Mai 2017). Available at: http://www.elysee.fr/declarations/article/discours-sur-la-base-barkhane/ (accessed 17.05.2019).

5. Сидоров А.С. Оборона и безопасность: новый президент – старые вызовы. Франция при президенте Эммануэле Макроне: в начале пути. Сборник статей по итогам II Всероссийской научной конференции франковедов. Москва, ИМЭМО РАН, 2018, сс. 193-199. [Sidorov A.S. Oborona i bezopasnost': novyi prezident – starye vyzovy [Defense and Security: New President, Old Challenges]. Frantsiya pri prezidente Emmanuele Makrone: v nachale puti. Sbornik statei po itogam II Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii frankovedov [France under President Emmanuel Macron: at the Starting Point. Сollection of articles on the results of the II all-Russian scientific conference of the French]. Moscow, IMEMO, 2018, pp. 193-199.]

6. Trump, Macron et May ont frappé la Syrie cette nuit. La Tribune, 14.04.2018. Available at: https://www.latribune.fr/economie/international/trump-macron-et-may-ont-frappe-la-syrie-cette-nuit-775365.html (accessed 17.05.2019).

7. Livre blanc sur la défense et la sécurité nationale 2013. Paris, Direction de l’information légale et administrative, 2013. 160 p. Available at: www.defense.gouv.fr/content/download/206186/2286591/file/Livre-blanc-sur-la-Defense-et-la-Securite-nationale%202013.pdf (accessed 17.05.2019).

8. Revue stratégique de défense et de sécurité nationale 2017. Paris, Ministère des Armées, 2017. 109 p. Available at: https://www.defense.gouv.fr/content/download/514684/8664656/file/2017-RS-def1018.pdf (accessed 17.05.2019).

9. Тимофеев П. Особенности ядерной политики Франции в начале XXI века. Мировая экономика и международные отношения, 2017, том 61, № 4, сс. 81-90. [Timofeev P. Osobennosti yadernoi politiki Frantsii v nachale XXI veka [Specifics of French Nuclear Policy at the Beginning of the 21st Century]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2017, vol. 61, no. 4, pp. 81-90.] DOI:10.20542/0131-2227-2017-61-4-81-90

10. Séance du 24 octobre 2017 (compte rendu intégral des débats). Available at: https://www.senat.fr/seances/s201710/s20171024/s20171024007.html (accessed 17.05.2019).

11. Loi no. 2018-607 du 13 juillet 2018 relative à la programmation militaire pour les années 2019 à 2025 et portant diverses dispositions intéressant la défense. Available at: https://www.defense.gouv.fr/content/download/537438/9236760/file/joe_20180714_0161_0001.pdf (accessed 17.05.2019).

12. Guibert N. Premières réactions contre les fragilités de la loi de programmation militaire. Le Monde, 08.02.2018. Available at: https://www.lemonde.fr/politique/article/2018/02/08/premieres-reactions-contre-les-fragilites-de-la-loi-de-programmation-militaire_5253964_823448.html (accessed 17.05.2019).

13. Cabirol M. Sincérisation du budget de la defense, un arme contre les armées? La Tribune, 06.09.2017. Available at: https://www.latribune.fr/entreprises-finance/industrie/aeronautique-defense/sincerisation-du-budget-de-la-defense-une-arme-contre-les-armees-749261.html (accessed 17.05.2019).

14. Opérations. Ministère des Armées. Available at: https://www.defense.gouv.fr/operations (accessed 17.05.2019).

15. Opération Barkhane. Dossier de presse. Ministère des Armées. (Février 2019). 22 p. Available at: https://www.defense.gouv.fr/operations/barkhane/dossier-de-presentation/operation-barkhane (accessed 17.05.2019).

16. Быстров А.А. О росте террористической активности в зоне Сахеля. [Bystrov A.A. O roste terroristicheskoi aktivnosti v zone Sakhelya [On the Terrorism Boost in Sahel]]. Available at: http://www.iimes.ru/?p=38526 (accessed 17.05.2019).

17. Resolution 2359 (2017) Adopted by the Security Council at its 7979st meeting, on 21 June 2017. Available at: https://undocs.org/en/S/RES/2359 (2017) (accessed 17.05.2019).

18. Stroobants J.-P. Le financement de la force G5 Sahel assuré, mais pour un an seulement. Le Monde, 23.02.2018. Available at: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2018/02/23/sahel-macron-affirme-la-determination-entiere-des-dirigeants-europeens_5261613_3212.html (accessed 17.05.2019).

19. Resolution 2364 (2017) Adopted by the Security Council at its 7991st meeting, on 29 June 2017. Available at: https://undocs.org/en/S/RES/2364 (2017) (accessed 17.05.2019).

20. Conseil des ministres franco-allemands. 13.07.2017. Available at: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/07/13/dossier-de-presse-conseil-des-ministres-franco-allemand (accessed 17.05.2019).

21. Macron E. Discours du Président de la République à l’ouverture de la conférence des Ambassadeurs. 29.08.2018. Available at: http://www.elysee.fr/declarations/article/discours-du-president-de-la-republique-a-l-ouverture-de-la-conference-des-ambassadeurs/ (accessed 17.05.2019).

22. Macron, un an après: le grand entretien en intégralité. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=mt0as7x-kfs (accessed 17.05.2019).

23. Top-100 for 2018. Defence News. Available at: http://people.defensenews.com/top-100/ (accessed 17.05.2019).

24. Notification on Permanent Structured Cooperation (PESCO) to the Council and to the High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy. 13.11.2017. Available at: https://www.consilium.europa.eu/media/31511/171113-pesco-notification.pdf (accessed 17.05.2019).

25. Rapport au Parlement 2018 sur les exportations d’armement de la France. Ministère des Armées. (Juin 2018). Available at: https://www.defense.gouv.fr/content/download/536160/9221135/file/RAP%202018%20-%20Exportations%20armement%20de%20la%20France.pdf (accessed 17.05.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх