Индеанизм и просвещение индейцев в Боливии: противоречия националистической замкнутости и межамериканской солидарности

 
Код статьиS207987840013181-8-1
DOI10.18254/S207987840013181-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
ВыпускТом 11 Выпуск 12 (98). Часть II
Аннотация

Индеанизм как идейно-политическое движение, ставящее целью освобождение индейцев с опорой на автохтонные, традиционные структуры индейской общины, на культуру и расовые преимущества индейцев, породил в 20—30е гг. ХХ в. просветительское течение учителей-энтузиастов, набравшего особую силу и влияние в Боливии, Мексике и Эквадоре. В Боливии они смогли создать идеальную индеанистскую общину-школу в Варисате, ставшую образцом для просветителей индейского населения других стран континента, прежде всего в Мексики. Между учительским сообществом Боливии и Мексики установились прочные отношения сотрудничества и взаимной поддержки, что нашло отражение на политическом сближении двух государств в конъюнктуре революционного брожения на континенте в 30-е гг. Влияние Мексики на боливийскую политику в немалой степени было подготовлено деятельностью учителей-индеанистов. Данный текст посвящен анализу социально-политической роли боливийских учителей-индеанистов на политическую борьбу, исследованию особенностей предложенного ими образовательно-социального эксперимента-утопии в Варисате.

Ключевые словаПросвещение индейцев, индеанизм, школа-айлью, Варисата, Мексика, Боливия, Элисардо Перес
Получено25.06.2020
Дата публикации31.12.2020
Кол-во символов53023
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Всего подписок: 0, всего просмотров: 197

Оценка читателей: голосов 0

1. Щелчков А. А. Внешнеполитические колебания боливийских националистов и Гражданская война в Испании // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Выпуск 2 (76). URL: https://history.jes.su/s207987840002581-8-1/ DOI: 10.18254/S207987840002581-8

2. Щелчков А. Между III и IV Интернационалами: первое поколение боливийских троцкистов, 30-е гг. ХХ в. // Латиноамериканский исторический альманах. № 16. 2016. C. 280—305.

3. Antezana E. L., Romero Bedregal H. Historia de los sindicatos campesinos: un proceso de integración nacional en Bolivia. La Paz, 1973.

4. Bolivia en el siglo XX. La formación de la Bolivia contemporánea. La Paz, 1999.

5. Bonifaz M. Legislacion agrario-indigenal. Cochabamba, 1953.

6. Claure T. Una escuela rural en Vacas. La Paz, 1949.

7. Ferrufino Llach C. Tamayo y el hombre bolivaino. La Paz, 1987.

8. Gallego Margaleff F. J. Un caso del populismo militar latinoamericano: la gestión de David Toro en Bolivia (1936—1937) // Ibero-Amerikanisches Archiv. 1988. Vol. 14. № 4. S. 473—503.

9. Gellner E. Naciones y nacionalismo. Madrid, 2001.

10. La mirada esquiva. Reflexiones históricas sobre la interacción del estado y la ciudadanía de los Andes (Bolivia, Ecuador, Perú). Siglo XIX / Marta Irurozqui ed. Madrid, 2005.

11. Los partidos de izquierda ante la cuestión indígena 1920—1977 / Huascar Rodríguez García et al. La Paz, 2017.

12. Pérez E. Warisata. Escuela-ayllu. La Paz, 2015.

13. Reinaga F. Franz Tamayo y la revolución boliviana. La Paz, 1957.

14. Rocha Monroy R. Eduardo Arze Loureiro, Apóstol de la redención del campesinado indígena. Cochabamba, 2014.

15. Rodríguez García Н. Indigenismo y mestizaje en las políticas educativas bolivianas (1905—1955) // Revista Aportes a la Discusión. 2015. № 9. Р. 113—164.

16. Schelchkov A. Socialistas-militares. El laberinto boliviano de la experimentación social (1936—1939) La Paz, 2019.

17. Stefanoni P. ¿Qué hacer con los indios …? Y otros traumas irresueltos de la colonialidad. La Paz, 2010.

18. Stefanoni P. Jano en los Andes: buscando la cuna mística de la nación. Arqueólogos y maestros en la Semana Indeanista boliviana de 1931 // Ciencia y Cultura. № 29. 2012.

19. Stefanoni P. Los inconformistas del Centenario. Intelectuales, socialismo y nación en una Bolivia en crisis (1925—1939). La Paz, 2015.

20. Stefanoni P. Rejuvenecer (y salvar) la nación: el socialismo militar boliviano revisitado // Tincazos. 2015. № 37. P. 49—64.

21. Tamayo F. Creación de la pedagogía nacional. La Paz, 1991.

22. The Invention of Tradition / E. Hobsbawn, T. Ranger eds. Cambridge, 1983.

23. Velasco A. La escuela indigenal de Warisata. México, 1940.

24. Zavaleta Mercado, R. La formación de la conciencia nacional. La Paz, 1990.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх