Холизм и редукционизм как базовые понятия и методологические принципы социально-философских исследований

 
Код статьиS004287440003618-4-1
DOI10.31857/S004287440003618-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы43-46
Аннотация

В статье рассматривается проблематика, связанная с эффективностью использования методологии холистского и редукционистского подходов в приложении к исследованию социальных феноменов. Авторы анализируют методологические средства указанных направлений исследования в их структурном напряжении, отмечая ряд собственно методологических трудностей, возникающих при определении теоретического объекта и обусловленных спецификой социального знания как такового. На основе анализа некоторых контроверз и вызовов, в которые вовлечены и с которыми сталкиваются сторонники холизма и редукционизма, в статье обосновывается вывод об эффективности и ряде преимуществ холистской методологии в социальных исследованиях. При этом авторы подчеркивают непродуктивность попыток прямого противопоставления рассматриваемых познавательных моделей и демонстрируют методологическую значимость непрерывного «диалога» между сторонниками обоих подходов. Как вариант реализации подобного эпистемологического проекта приводится пример междисциплинарных взаимодействий, исследовательских подходов, ориентированных противоположными методологическими установками. Такого рода ситуации часто встречаются на стыках многих областей современных социальных исследований. И именно в таких междисциплинарных взаимодействиях авторы видят перспективу эффективного анализа социальных феноменов, поскольку, по их мнению, подобные методологические схемы позволяют систематизировать плодотворный опыт, накопленный при использовании каждого подхода в науке и избегать абсолютизации при его конкретном применении. 

Ключевые словаметодология, социальная теория, холизм, редукционизм
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-011-01097 «Социальная теория и власть: современная российская перспектива», а также РФФИ проект № 17-03-00733-ОГН «Системно-коммуникативный подход Н. Лумана в приложении к российскому обществу».
Получено13.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов9897
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Одним из наиболее дискуссионных для методологии социально-гуманитарных исследований является вопрос о степени познавательной эффективности холистского и редукционистского подходов к анализу социальных феноменов. Исследователи обсуждают возможности использования редукционистского (или аналитического) подхода, довольно продолжительное время считавшегося «классическим». С точки зрения этого подхода сумма знаний о предполагаемых частях объекта определяет возможность достижения завершенного знания о нем. Напротив, холизм, допускает и даже предполагает возникновение дополнительных эффектов, не сводимых к сумме частей исследуемого предмета. Соответственно, эпистемологической основой холизма является положение, согласно которому сложное явление не может быть до конца понято, если исходить исключительно из анализа составляющих его частей.
2 Применение холистской методологии для анализа общества имеет длительную традицию. И сегодня, опираясь на исторический опыт познания, можно достаточно обоснованно утверждать, что, претерпев множество различных трансформаций, холистский подход тем не менее занимает господствующее положение в современной социально-философской мысли и разделяется исследователями, работающими в русле таких фундаментальных исследовательских направлений социально-гуманитарного познания, как макросоциология, теория социальных систем, структурализм и др. Однако, при всей значимости и влиятельности этого подхода и широкой преемственности его основополагающих принципов, он нечасто определял контуры общественных наук. Отметим, что из обратной холизму логики исходят концепции, предлагающие физикалистский, бихевиориский, биологизаторский и иные редукционные модели осмысления общества. И поскольку модели эти постоянно воспроизводятся в ходе социально-гуманитарных исследований, вполне обоснованным представляется вывод о том, что вопрос о соотношении холистского и редукционистского подходов является принципиальной методологической проблемой социальной философии.
3 Изначально холизм формировался как онтологическая установка. Впервые концептуализировал философию целостности и ввел соответствующее понятие южноафриканский философ и политик Я. Смэтс. В работе «Холизм и эволюция» он поставил задачу определить «фундаментальное связующее начало» концепций материи, жизни и сознания. Для описания этого «начала» он и ввел новый термин – «холизм», выражающий фундаментальную направленность Вселенной на создание целостностей, взаимно интегрированных и кооперированных объектов [Smuts 1927, 87]. В дальнейшем холизм обретет более специализированное выражение в соответствии с теми предметными областями, где он будет применяться. Что касается редукционистского подхода, то достаточно демонстративно в качестве метода исследования общества его применяет французский философ и социолог Ж. Сорель. Рассуждая о классической проблеме единства и множества в социальной сфере, он замечает: пусть человек постоянно погружен в социальные отношения, предполагающие «действия иерархизированной власти, навязывающие единообразные правила», все же «главенство единства не нужно считать непреложным», ведь в социальном контексте всегда присутствуют обстоятельства, в которых особой важностью обладает индивидуальная воля [Сорель 2013, 245]. Мы полагаем, что именно вокруг этого пункта развертываются, так сказать, столкновения холизма и редукционизма в области исследований общества.

Всего подписок: 5, всего просмотров: 3424

Оценка читателей: голосов 0

1. Agamben, Giorgio (1995) Homo sacer. Il potere sovrano e la nuda vita, Einaudi, Torino.

2. Girard, Rene (2007) La Violence et le Sacre, Grasset, Paris.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх